АНТИФРИКЦИОННЫЕ СМАЗКИ, пластичные смазки для уменьшения и предотвращения
износа трущихся деталей, снижения трения скольжения. Для приготовления
А. с. используют гл. обр. нефтяные масла малой и средней вязкости (v50
от 20 до 50 мм2/с, где v50-кинематич. вязкость при
50°С), реже - более вязкие нефтяные и синтетич. масла (до 0,5% произ-ва
А. с.). Загущают А. с. обычно солями высших жирных к-т (Li, Ca, Na, Ba,
A1 и смешанными), а также гидрофобизированным силикагелем, глиной, неорг.
пигментами, алкил-, ацил- и арилпроизводными мочевины, полимерами и др.
Стойкость к окислению, консервационные и противоизносные св-ва улучшают,
вводя соответствующие присадки к смазочным материалам.
А. с. применяют в узлах трения всех видов, кроме скоростных подшипников,
редукторов и механизмов с циркуляц. смазочной системой, где вместо них
используют смазочные масла. А. с. лучше, чем масла, удерживаются в узлах
трения на движущихся деталях, вертикальных пов-стях. При их применении
снижаются требования к герметичности смазываемых узлов, но не осуществляется
теплоотвод от трущихся деталей.
А. с. работоспособны при т-рах от — 100 до 350°С. Миним. т-ра лимитируется
гл. обр. увеличением динамич. вязкости (св. 2 кПа*с при скорости деформации
10 с -1), максимальная - т-рой плавления или разложения загустителя,
испаряемостью, стойкостью к окислению, трибохим. стабильностью и др. Эксплуатац.
св-ва А.с. зависят также от их реологич. характеристик, мех. и коллоидной
стабильности, термо- и водостойкости. При техн. контроле А. с., как правило,
оценивают и их условные показатели: пенетрацию - глубину погружения (в
долях мм) стандартного корпуса за 5 с и т-ру каплепадения по Уббелоде.
А.с. общего назначения для обычных т-р (солидолы)получают загущением
нефтяных масел (v50 от 20 до 50 мм2/с) Са-мылом (10-15%)
на основе жиров (солидол Ж) или синтетич. жирных к-т (солидол С). Выпуск
солидолов в разл. странах составляет от 30 до 70% всех А.с. Они водостойки,
имеют низкую т-ру каплепадения (75 - 100°С), хорошие противоизносные св-ва
и применяются при невысоких скоростях, нагрузках и т-рах от — 30 до 70
°С.
А.с. общего назначения для повышенных т-р (консталины и др.) приготовляют
загущением нефтяных масел Na-мылами. Они не водостойки, работоспособны
до 110 - 120еС, поэтому заменяются многоцелевыми А.с., получаемыми
в основном загущением нефтяных масел (v50 50 мм2/с)
Li-мылом 12-гидроксистеариновой к-ты. В многоцелевые А.с. вводят антиокислительные,
антифрикционные и др. присадки. Произ-во отечеств. многоцелевой А.с. литол-24
достигло 30 тыс. т/год (1983). Многоцелевые А.с. используют во всех осн.
узлах трения. Они водостойки, механически стабильны, характеризуются высокой
т-рой каплепадения (170 - 200°С). Литол-24 заменяет практически все смазки
общего назначения.
Термостойкие смазки приготовляют гл. обр. на основе синтетич. масел
- полиорганосилоксановых, перфторал-килполиэфирных и на основе вязких нефтяных
масел. Загущают их смешанными мылами, неорг. пигментами, техн. углеродом,
силикагелем. Эти смазки применяют при т-рах до 250°С, кратковременно (десятки
часов) - до 350°С.
Морозостойкие А.с. получают загущением нефтяных и синтетич. масел, имеющих
небольшую вязкость при низких т-рах. Их используют в маломощных механизмах,
эксплуатируемых на открытом воздухе в Арктике, а также в узлах летательных
аппаратов и т. п.Такие смазки работоспособны до — 60оС, а иногда
и при более низких т-рах.
Противозадирные А.с. содержат эффективные присадки или антифрикц. добавки
(MoS2, графит, политетрафторэтилен и т.д.). Их применяют в тяжелонагруженных
подшипниках скольжения и качения. В особых случаях используют противоизносные,
приработочные пасты, содержащие до 60-70% MoS2.
Химически стойкие А.с. инертны к газообразному и жидкому О2,
H2SO4, HNO3, аминам, гидразинам и др.
агрессивным средам. Их получают загущением фторорг. жидкостей, синтетич.
углеводородных масел (реже - белых масел) политетрафторэтиленом, силикагелем,
белым парафином. Широко распространены относительно дешевые углеводородные
смазки, ограниченно стойкие к окислителям. Особо стойки к окислителям,
аминам и иным коррозионноактивным средам А. с. на основе перфторалкилполиэфиров,
применяемые, напр., в кислородно-дыхат. аппаратуре, насосах для окислителей
и ракетных топлив.
Радиационнестойкие А.с. приготовляют загущением ароматизиров. нефтяных
масел или алкилбензолов силикагелем. Они стойки при поглощенных дозах излучения
до 106-107 Гр, а обычные смазки-до 5*103-104Гр.
Различают также неск. групп специализиров. А.с - индустриальные, автомобильные,
железнодорожные, авиационные, космические, приборные.
Мировое произ-во А. с. 0,8-1 млн. т/год (3-4% от выпуска всех смазочных
материалов). Общее число марок А. с., вырабатываемых в разных странах,
достигает 5000, в СССР-до 200. Главные области потребления ( > 50% от выпуска)
- с.-х. и индустриальные механизмы, автомобильный транспорт. См. также
Металлоплакирующие
смазочные материалы.
=== Исп. литература для статьи «АНТИФРИКЦИОННЫЕ СМАЗКИ»: Синицын В. В., Подбор и применение пластичных смазок, 2
изд., М., 1974; его же, Пластичные смазки в СССР. Ассортимент. Справочник,
М., 1979.
Страница «АНТИФРИКЦИОННЫЕ СМАЗКИ» подготовлена по материалам химической энциклопедии.
|