С секатором в руках У «Сибура» с шинным бизнесом тоже было не все хорошо. Во времена создания нефтехимической компании ее руководство решило продлить технологическую цепочку, связанную с выпуском каучуков, в направлении производства шин. Однако синергии не возникло: каучуки хорошо продавались за рубеж сами по себе, а расчет рентабельности шинных заводов не по трансфертным, а по рыночным ценам на сырье давал отрицательные показатели. Нужно признать, что попытка решить эту проблему была предпринята, причем довольно успешная. Для санации непрофильного подразделения была создана управляющая компания «Сибур-Русские шины» и разработана стратегия развития шинного дивизиона «Сибура». В отличие от «Амтела» «Сибур» пошел не по пути масштабных инвестиций (единственный крупный проект стоимостью 100 млн долларов, производство современных грузовых шин в Ярославле, сейчас в начальной стадии реализации), а по пути специализации заводов, отказа от убыточной продукции и агрессивного маркетингового давления на потребителей. Реклама продукции компании в прошлом году сопровождала трансляции главных спортивных событий — чемпионата мира по хоккею в Москве и отборочного турнира Евро-2008. Результатом стал выход «Сибура-Русских шин» в зону положительной рентабельности. Правда, ценой снижения выпуска и уменьшения рыночной доли компании за счет отказа от устаревших моделей, не пользующихся спросом. «Сибур» давно считал шинный бизнес непрофильным и не имел желания вкладывать в него большие средства. В ходе сделки по выкупу акций менеджерами компании не были наложены ограничения на операции с шинными активами, что сделало возможным их удаление из состава холдинга. О том, велись ли с кем-то, кроме «Амтела», переговоры о продаже шинных заводов или какой-то иной реорганизации шинного подразделения, достоверной информации нет. Учитывая общий акцент «Сибура-Русских шин» на выпуск покрышек для грузовой техники, интерес западных шинных компаний к этим активам вряд ли был большим. В России существуют независимые производители шин, которые работают как раз с «непотребительскими» рынками, поставляя продукцию военным, автотранспортным предприятиям, авиакомпаниям и т. д. Однако их финансовые ресурсы недостаточны для приобретения «Сибура-Русских шин», активы которого, если смотреть на условия сделки и капитализацию «Амтела», оценены в 500 млн долларов. Распродавать же заводы по одному холдинг, видимо, не захотел. |