Движение под уклон Оба участника сделки вроде бы решили свои проблемы с минимальными затратами. «Сибур», ничего не заплатив, получил контроль над публичной шинной компанией с относительно современным оборудованием и доступом на европейский рынок. Акционеры «Амтела» избежали банкротства предприятия и сохранили надежду на возврат потраченных средств — долговая нагрузка объединенной компании составит 5 EBITDA, а не 10, как сейчас, что менее критично. Однако как дальше будет существовать созданный холдинг — вопрос. Какой-то стратегии долгосрочного развития ни у нынешнего руководства «Амтела», управлявшего заводом менее года, ни у менеджмента шинного дивизиона «Сибура» нет. Вадим Гуринов имеет опыт антикризисного управления старыми активами при дефиците ресурсов, в «Амтеле» главной проблемой является достижение эффекта от уже сделанных инвестиций. «Сибур-Русские шины» существовал под плотным прикрытием материнской компании, «Амтел» будет вынужден выживать самостоятельно. При этом российский шинный рынок оставляет мало шансов отечественным производителям, их позиции ухудшаются год от года вслед за ростом доходов населения и изменением структуры автопарка. Выйти из исчезающего низшего ценового сегмента им удается с большим трудом, несмотря на обновление оборудования и маркетинговые усилия. Слишком поздний старт и слишком сильно предубеждение потребителей против российской продукции на фоне стремительной экспансии западных шинных компаний. Исключение, с некоторыми оговорками, составляет, пожалуй, только «Нижнекамскшина», удерживающая позиции на рынке, правда тоже далеко не в премиальных его сегментах. Положение наших героев намного сложнее. Если заводы западных компаний в России наращивают выпуск легковых шин, то «Амтел» и «Сибур» его сокращают. По итогам прошлого года позиции компаний на внутреннем рынке далеки от доминирования, а, учитывая продолжающееся снижение производства, доля укрупненного «Амтела» на рынке легковых шин не превысит 20%, хотя компания будет контролировать шесть из десяти советских шинных заводов. На рынке грузовых шин доля холдинга составляет около 40% и тоже сокращается, в том числе потому, что на пользующиеся у нас все большей популярностью импортные микроавтобусы ставятся импортные же шины. Оказывать воздействие на рынок за счет эффекта масштаба у компании тоже не получится. Да, 2 млрд долларов продаж выглядят внушительно, однако это не дает компании пропуска даже в первую десятку мировых производителей шин, хотя, скажем, Nokian российский холдинг пока обгоняет.
|