Сворачивать некуда Одним словом, новому руководству и собственникам «Амтела» придется работать в весьма непростых условиях и придумывать что-то, чтобы переломить негативный тренд. Омолодить увядающий и теряющий конкурентоспособность бизнес при минимуме усилий — задача не из простых. Можно, конечно, задействовав административный ресурс, установить заградительные пошлины на импортные шины, обязать автозаводы западных компаний использовать для комплектации только шины российского производства и предлагать шинным грандам создавать СП, выдавая «в нагрузку» малопривлекательные отечественные заводы. Однако, во-первых, мировые гиганты так или иначе проблемы присутствия на российском рынке уже решили. И в случае такого поворота событий наверняка форсируют здесь собственное производство. У Nokian и Michelin уже есть заводы, Continental через Matador может развивать производство в Омске. Bridgestone , Goodyear и Pirelli находятся в разных стадиях рассмотрения проектов (первая уже оставила планы создания производства в Ленинградской области, вторая размышляет, третья отказалась от альянса с местными шинниками). Во-вторых, попытки давления через государство на западные шинные компании могут вызвать их ответные действия — на глобальном мировом рынке. Скажем, у наших компаний могут появиться проблемы с экспортом техуглерода, а конкретно у «Сибура» — с экспортом каучуков. Пожалуй, единственный вариант какого-то выхода из тупика — это продолжение стратегии «Амтела» на создание в России импортзамещающего производства, опирающегося на западные технологии и, по возможности, на западные бренды. В Воронеже находится практически достроенный завод «Амтела» мощностью 2,5 млн шин в год, на котором предполагалось наладить полномасштабный выпуск шин Vredestein для российского рынка и экспорта. Поставленное еще Continental оборудование не меньшей мощности вывозится с ликвидируемого Московского шинного завода. Иными словами, при желании компания может увеличить выпуск качественных и дорогих шин сразу на 5 млн штук в год. Собственно, осталось всего ничего — убедить российских потребителей эти шины покупать. И здесь критичным становится умение менеджмента создавать устойчивые и узнаваемые бренды, навыки формирования и управления потребительским спросом. Это как раз то, на чем собаку съели мировые лидеры шинного рынка и чем российские игроки пока владеют в минимальной степени. Конечно, объективно сложно реализовывать продукцию, произведенную на старом оборудовании по старым технологиям. Однако сейчас этой проблемы перед нашими шинниками уже нет, оборудование обновлено, а маркетингу, как показывает опыт, научиться можно довольно быстро. Поэтому есть надежда, что российская шинная индустрия все-таки выживет в конкурентной борьбе. Источник: Эксперт online
|