Наперекор глобализации — В России сегодня много говорится о наукоемких технологиях, в том числе в автопроме. Однако сложившаяся ситуация заставляет сомневаться в том, что есть реальные инструменты, которые позволили бы запустить именно те инновации, которые нужны бизнесу. — Знаете, есть тонкая и грубая настройка. Так вот, у нас нет ни той, ни другой. Хотя грубая настройка заключается лишь в том, что инновации надо формировать под рынок. Тут и ума-то почти не надо: востребован электрический усилитель руля – значит, надо вкладывать бюджетные средства в развитие механотроники, в подготовку и переподготовку кадров для этого проекта. А у нас зачастую действует старый принцип: давайте чего-нибудь изобретем, а потом поищем, куда это внедрить. Хотя даже японцы, пытавшиеся вести исследования широким фронтом, столкнулись с дефицитом ресурсов и теперь вкладываются только в прорывные направления. Поэтому использовать наш потенциал надо, но крайне трудно. Нужны альянсы с зарубежными инжиниринговыми, инновационными школами, работающими на автопром. — Режим промсборки, распространяющийся и на производство автокомпонентов первого уровня, однозначно указывает на такой способ найти ноу-хау. Почему же не удалось этого сделать за три прошедших года? — Западные партнеры по понятным причинам не спешат передавать нам свои ноу-хау. Более того, глобальные поставщики (Bosсh, Valeo, Johnson Controls и другие) препятствуют налаживанию прямых связей с первоисточниками ноу-хау – западными инжиниринговыми компаниями, поскольку такие связи прямо угрожают присутствию иностранных интеграторов на российском рынке. На их месте я делал бы то же самое – таковы законы бизнеса. Здесь нужно содействие государства, но пока нет программ, решающих эту проблему.
|