- …Хорошо. А как с затронутой, как известно, в том же письме такой важной темой, как строительство на территории Татарстана нефтеперерабатывающего завода мощностью 12 миллионов тонн? Вы предложили федеральному правительству участие в этом проекте, и это выглядит как реакция на высказанное Сечиным буквально за несколько дней до этого предложение построить ровно такой мощности завод, независимый от вертикально-интегрированных нефтяных компаний. По его мысли, такой НПЗ поможет сбить темпы роста внутренних цен на моторные топлива. Но ведь проект нового НПЗ в Нижнекамске утвержден, по-моему, еще в 2006-м году, и его идея - в том, чтобы снять чисто татарстанскую проблему транспортировки добываемой в республике высокосернистой нефти… - Да, наш проект родился давно. Он начинался в рамках решений Совета Безопасности Республики Татарстан в 2005 году как упреждающая мера при условии введения банка качества нефти, для переработки высокосернистой нефти, добываемой нашими малыми компаниями, точнее - для компенсации возникающих при введении банка качества экономических потерь. А что касается разности целей, то она кажущаяся: когда речь идет о нефтехимической отрасли и о таких объемах, нет смысла пытаться делить какие-то вопросы на "чисто" татарстанские или тюменские, скажем. У нас в Нижнекамском регионе действует сейчас НПЗ мощностью 7 миллионов тонн, принадлежащий компании ТАИФ-НК, еще один такой же мощности завод уже строится на средства ОАО "Татнефть". Таким образом, названный вами завод - уже третий по счету в Татарстане, а по мощности - первый, запланированный к вводу в России со времен Советского Союза. Нетрудно подсчитать, что эти три НПЗ будут в состоянии перерабатывать почти всю добываемую на территории Татарстана нефть, причем последний по счету в первую очередь будет принимать сырье как раз с малых нефтяных компаний республики. Это же хорошо для всех! К Татарстану не будет претензий, что он закачивает в магистральные продуктопроводы высокосернистую нефть. Нефтехимические предприятия получат дополнительные объемы вырабатываемых на месте полупродуктов, а рынок - гамму мирового качества моторных топлив. Это к вопросу о конкуренции по цене. Я, конечно, немножко упрощаю сейчас для общего понимания, - на самом деле с учетом экспортных обязательств "Татнефти" мы для загрузки наших НПЗ будем принимать сырье и со сторонних добывающих компаний, но в принципе это не меняет дела. - То есть Вы считаете, что нет смысла строить 12-миллионный НПЗ где-то еще, когда уже есть проработанный проект такого завода в Татарстане? - Конечно! Ведь всем нужен этот завод. Но, должен подчеркнуть, мы будем строить этот НПЗ в любом случае, даже если не будет вклада из центра. - Вы, конечно, знаете, Минтимер Шарипович, что у этой Вашей идеи уже появились критики в экспертной среде… - Ну как же без них? Обязательно… - …И эти критики утверждают, что, во-первых, реализация "проекта Сечина", назовем это так, на территории Татарстана принесет преимущественные выгоды Татарстану, а во-вторых, что может возникнуть транспортный коллапс: мол, чем будут вывозиться из одной точки огромные объемы того же бензина и других продуктов. Как Вы оцениваете такую точку зрения? - Знаете, я вообще к таким людям из экспертной среды, как Вы сказали, отношусь с большим уважением: они зачастую делают такие умозаключения, такую пищу дают для раздумий… Вот Татарстан. На "входе" у нас трансевропейский нефтепровод "Дружба", на территории республики начинается. Напомню, на входе у нас "Татнефть" - шестая по объемам нефтедобывающая компания в России, а в Европейской части страны - первая. Республика, помимо прочего, - сплошной транспортный узел, можно сказать: реки, железные дороги, федеральные автотрассы, продуктопроводы те же… Поищите другой регион с такой инфраструктурой, логистическими возможностями, особенно когда дело касается нефтепродуктов - не найдете! А если кто-то найдет - гипотетически, - "привяжет" там НПЗ на 12 миллионов тонн, получается не из "одной точки" будет идти? То же и о выгодах скажу. Да, Татарстан выиграет, но, во-первых, выиграет, вложив, как говорится, свои кровные, а во-вторых - при действующей налоговой системе и межбюджетных отношениях выиграет далеко не столько, как может показаться обывателям. |