Однако ФАС в данном Соглашении определил пункты, противоречащие действующему антимонопольному законодательству и Закону «О защите конкуренции». В сложившейся ситуации ФАС рекомендовал хозяйствующим субъектам в одностороннем порядке взять на себя добровольные обязательства, направленные на обеспечение сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями в необходимых объемах и по приемлемой, экономически обоснованной цене. В этой связи было принято решение, что Соглашение будет подписано двумя сторонами, по рекомендации Минпромторга - Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ), по рекомендации Минсельхоза – Российским агропромышленным союзом (Росагропромсоюз). По итогам проводимых совещаний были достигнуты договоренности о сохранении фиксированных цен на минеральные удобрения для внутреннего рынка на второе полугодие 2008 года с учетом ежегодного индекса инфляции. Но в связи с начавшимся финансовым кризисом конъюнктура рынка значительно изменилась. Разрыв в ценах на удобрения на внутреннем и на внешнем рынке стремительно сокращается. Предприятия на данный момент находятся в крайне тяжелом положении. Такие факторы как снижение цен на нефть и, как следствие, падение цен на газ и другие сырьевые ресурсы на мировых рынках, привели к значительному снижению цен (30-40%) на продукцию, поставляемую на экспорт российскими производителями минеральных удобрений. При этом значительно снизились объемы потребления минеральных удобрений как на мировом, так и на внутреннем рынках. Указанные негативные тенденции в краткосрочный период могут привести к резкому снижению объемов производства, а в ряде случаев – к полной остановке предприятий отрасли. В этой связи прежние условия Соглашения оказались неактуальными. На данный момент достигнуты договоренности и подготовлен проект Соглашения между РАПУ и Росагропромсоюзом. Вместе с тем Минсельхозом России определена потребность отечественных сельхозтоваропроизводителей в минеральных удобрениях, как в региональном разрезе, так и по номенклатуре, на период 2009-2012 годы с учетом наличия и потенциального увеличения посевных площадей. В свою очередь производители минеральных удобрений приступили к работе по заключению долгосрочных контрактов с перечисленными регионами на поставку минеральных удобрений. Однако в сложившейся кризисной ситуации осуществление намеченных мероприятий становится проблематичным, даже, несмотря на то, что росту закупок минеральных удобрений российским АПК должны способствовать субсидии, объем которых значительно увеличился в 2008 году. С целью обеспечения платежеспособного спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на минеральные удобрения, особенно во время сезонных скачков спроса на минеральные удобрения (перед посевной кампанией) необходимо своевременное предоставление средств из бюджета на приобретение минеральных удобрений в ноябре-декабре года, предшествующего посевной. Для обеспечения сохранения или дальнейшего увеличения объемов производства и соответственно объемов поставок минеральных удобрений АПК России необходимо ежегодно проводить модернизацию и реконструкцию действующих производств по производству минеральных удобрений. Но действующие экспортные пошлины тормозят инвестиционную деятельность предприятий. Если тенденция снижения экспортных цен будет продолжаться, то с целью сохранения инвестиционной привлекательности отрасли по производству минеральных удобрений и обеспечения поступлений в бюджет средств от реализации минеральных удобрений предлагается рассмотреть вопрос об отмене экспортных пошлин на минеральные удобрения. До сих пор не решен вопрос относительно заключения долгосрочных договоров на поставку сырья производителям минеральных удобрений, для поставки удобрений отечественным сельхозтоваропроизводителям. Учитывая, что эти сырьевые предприятия занимают доминирующее положение на рынке апатитового концентрата и хлористого калия, а также, что (в соответствии с пунктом 4 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 23 августа 2008 г. №ВЗ-П11-29пр) ФАС поручено осуществить комплексную проверку соблюдения антимонопольного законодательства при реализации минеральных удобрений и сырья для их производства и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 1 ноября 2008 года, представляется целесообразным решение об условиях заключения долгосрочных договоров на поставку сырья производителям минеральных удобрений согласовать с ФАС России. С целью стабилизации положения и недопущения падения объемов производства минеральных удобрений, а также их потребления предлагаем: - предусмотреть субсидирование отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств бюджета Российской Федерации в объеме до 30% от стоимости приобретаемых минеральных удобрений; - Россельхозбанку предусмотреть выделение льготного кредита в ноябре-декабре 2008 года в объеме 25-30 млрд. рублей для приобретения минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителями; - отменить экспортные пошлины на минеральные удобрения, если тенденция снижения экспортных цен сохранится; - при поставках сырья на экспорт, необходимого для производства минеральных удобрений, по ценам ниже, чем на внутренний рынок, немедленно применять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством. В рамках Межведомственной комиссии считаем целесообразным поручить Минпромторгу и Минсельхозу доложить о текущей ситуации на рынке минеральных удобрений с учетом изменения спроса и предложения на 1 декабря 2008 года. www.minprom.gov.ru
|