Превратности конъюнктуры сломали систему отношений государства и нефтяников. Фискальное и административное давление на отрасль достигло максимума, появился риск ее перевода на «ручное управление»… Тема заоблачных цен на нефтепродукты снова оказалась в центре внимания. Хотя повышенное внимание властей к этому рынку отмечается с завидной регулярностью, на сей раз ситуация стала исключительной. На фоне снижения мировых цен на нефть и, как результат, на нефтепродукты отпускные цены в России, согласно версии властей, застыли на недопустимо высоком уровне. Чиновники впервые на нашей памяти потребовали, причем жестко, их снижения в соответствии с мировым трендом, тогда как ранее речь шла только о фиксации. Спусковым крючком критики на сей раз стали не цены на бензин, а рынок авиакеросина. «Разъяснительную работу» с нефтяными компаниями последовательно проводил целый ряд высших чиновников. Глава ФАС Игорь Артемьев потребовал срочно снизить цены, угрожая антимонопольным разбирательством. Вице-премьер Игорь Сечин предложил нефтяникам и авиаперевозчикам выработать «единую формулу цены» на керосин и работать без посредников. Генпрокурор Юрий Чайка после общения с президентом заявил о возбуждении двух десятков дел по фактам злоупотребления доминирующим положением и нарушениям антимонопольного законодательства. Не прореагировать на все это нефтяные компании не могли. «ЛУКойл» и «Газпром нефть», основные поставщики керосина в стране, объявили о снижении цен на 9–12%, параллельно стоимость литра бензина на заправках упала в среднем на 1 рубль. Об аналогичном снижении цен на бензин и дизтопливо объявила и ТНК-ВР. Очевидно, что в контексте двукратного снижения мировых цен на нефть подобные «послабления» не являются достаточно адекватными. Менее очевидно, что существовавшая последние годы модель взаимоотношений на топливном рынке нефтяных компаний и государства разваливается, и пока неясно, что придет ей на смену. Тянет в полет Керосин привлек внимание властей еще летом 2008, и было ясно, что осеннего обострения отношений власти и нефтяных компаний следует ждать именно здесь. Цены на авиатопливо в долгосрочном тренде обычно следуют за мировыми котировками, что естественно, учитывая большую роль международных перевозок для российского авиарынка (если в Европе керосин дешевле, самолеты заправляются там). На это обратили внимание и в ФАС. По словам директора по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павла Строкова, в июле нефтяные компании по требованию антимонопольных органов представили формулу расчета цены на керосин и другие нефтепродукты — в качестве базы выступали мировые цены на топливо. Это позволило нефтяникам объяснить повышение цен, но сыграло с ними злую шутку, когда осенью мировые котировки пошли вниз. На самом деле керосин является, пожалуй, наиболее «послушным» мировой конъюнктуре нефтепродуктом, хотя в начале октября, когда на нефтяников обрушились гром и молнии, реактивное топливо в России стоило дороже, чем в США, примерно на 100 долларов за тонну. Нефть и нефтепродукты в мире начали дешеветь еще в августе, однако резкое снижение цен тогда было для нефтяных компаний совершенно невозможным по вполне объективным причинам. Во-первых, из-за установления рекордных экспортных пошлин и обвала мировых цен на нефть экспорт этого сырья из России стал убыточным, равно как и традиционно прибыльный экспорт дизтоплива. В то же время в августе-сентябре традиционно отмечается пик внутреннего спроса на все виды нефтепродуктов: керосин (сезон отпусков), бензин (дачный сезон), дизтопливо (уборочная), мазут (подготовка к отопительному периоду). Для лишившихся экспортных доходов нефтяных компаний резко снижать цены на внутреннем рынке в тот период, когда надо максимально отыгрывать конъюнктуру спроса, было недопустимо.
|