Зато все резоны вмешаться в ситуацию получило государство. В сентябре-октябре разразился кризис авиаперевозок, связанный с неплатежеспособностью авиакомпаний альянса AirUnion и последовавшими за ними «Дальавиа» и «Интеравиа». Хотя высокие цены на керосин, несомненно, сыграли определенную роль в том, что эти компании легли на дно, а их пассажиры были вынуждены ночевать в аэропортах из-за отмены рейсов, основной причиной кризиса стала политика их руководства, которое отпускало минимальные средства на обновление парка. Замена советской техники даже на подержанную западную дала бы двукратную экономию топлива. Впрочем, внимание властей к этим проблемам приобрело конкретные очертания не сразу. По удивительному совпадению требование снизить цены на керосин было предъявлено нефтяникам, после того как компания «Ростехнологии» Сергея Чемезова достигла с правительством Москвы соглашения о создании новой структуры «Авиалинии России», в которую войдут 11 авиакомпаний, в том числе из вышеназванных проблемных перевозчиков. Парк этой компании, в который переходят такие раритеты, как Ил-62 и Ил-86, в сравнении с конкурентами выглядит архаично, а к массовому списанию советских активов и отказу от амбиций доминирования на внутреннем рынке компания вряд ли готова. Именно поэтому снижение цен и переход на прямые долгосрочные договоры по поставкам керосина более прочих выгодны «Авиалиниям России». Хотя вполне естественно, что государством эти меры преподносятся в свете борьбы с финансовым кризисом и инфляцией, а также объясняются заботой об интересах пассажиров удаленных районов страны (хотя ранее государство годами закрывало глаза на фактическую монополизацию этих рынков и отсутствие у пассажиров возможности выбора перевозчика). Бензиновая ломка Цены на бензин, традиционная больная тема российского топливного рынка, этой осенью также не выказывают явной тенденции к снижению. Популярное сравнение с США (см. график 4) хотя и демонстрирует некоторое удешевление бензина при двукратном снижении мировых цен на нефть, в очередной раз явно свидетельствует о неконкурентном ценообразовании на моторное топливо в России. Цены на дизель, причем не розничные, а уже отпускные цены НПЗ, фактически сравнялись с мировыми (см. график 2). Если же сравнить розничные и отпускные цены на бензин, то окажется, что за последние месяцы маржа посредников сократилась (примерно до 3,5 рубля с литра), хотя при этом рентабельность продаж топлива на внутреннем рынке выросла с 20% в июле до 25% в октябре. Впрочем, ранее этот показатель неуклонно снижался, что было связано с целенаправленным выдавливанием с рынка независимых оптовиков. В итоге сейчас розничный топливный рынок даже в большей степени зависим от нефтяных компаний, чем в начале года. При этом, несмотря на высокие цены, рынок бензина в России продолжает довольно быстро расти (+7%), тогда как его производство фактически стагнирует (+0,5%), а импорт уже составляет достаточно значимые объемы. Дело тут не в злом умысле нефтяных компаний, специально ограничивающих нефтепереработку, чтобы не допустить избытка топлива и снижения цен (объемы поставок нефти на НПЗ с начала года выросли почти на 4%), просто наши заводы уже не в состоянии эффективно перерабатывать больше нефти. Именно поэтому, в частности, нефтяники ради сохранения позиций на более прибыльном внутреннем рынке еще до введения запретительных пошлин начали снимать объемы с экспорта — вывоз бензина с начала года снизился на треть. Очевидно, что топливо номер один имеет шансы стать в России дефицитным товаром, а тема бензинового кризиса окажется актуальной еще не раз. Что делать для исправления ситуации на этом рынке, правительство не знает. Если в отношении керосина почти сразу были озвучены давно циркулировавшие предложения, сводящиеся к устранению цепочек посредников, запрету топливозаправочным комплексам осуществлять перепродажи топлива и прочим мерам, в общем одобряемые всеми «имеющими право голоса» участниками рынка, то в отношении бензина правительство ограничилось традиционным требованием сделать топливо доступным. При этом модернизация НПЗ в России фактически прекратилась. Она возобновится только тогда, когда нефтяники снова почувствуют свою независимость, когда они отладят новую систему взаимоотношений с государством. |