Поиск щадящей терапии Главный камень преткновения в отношениях государства и нефтяных компаний — вопрос высоких цен на бензин на внутреннем рынке. Если в течение последних лет, когда государство планомерно увеличивало налоговое давление на отрасль ради формирования резервов на черный день, нефтяники объясняли задранные цены тенденциями мирового рынка, но периодически соглашались «замораживать» их и все это сглаживала благоприятная внешняя конъюнктура, то сейчас ситуация принципиально изменилась. Во-первых, в свете сокращения нефтедобычи и качественной стагнации переработки сохранение нынешнего фискального давления на нефтяников грозит полной остановкой всего инвестиционного процесса в отрасли. Во-вторых, говорить об удержании инфляции в допустимых границах, когда с начала года бензин на АЗС подорожал на 15%, а авиабилеты за первые шесть месяцев выросли в цене на треть (и сейчас подешевели лишь на 1–2%), вряд ли возможно, а обесценивание национальной валюты — худшее из возможных последствий экономического кризиса. Наконец, апелляции к мировому рынку, и прежде вызывавшие нарекания государства, более не выгодны нефтяным компаниям, а открыто заявить о необходимости отыграться на внутреннем рынке за убытки на рынке мировом они не могут. Все указанные обстоятельства дают серьезные основания государству жестко вмешиваться в развитие и дела отрасли. Элементы плановой экономики уже появлялись в сентябре, когда власти обязали ряд топливных операторов заправлять самолеты авиакомпаний-неплательщиков в долг, угрожая в противном случае антимонопольными репрессиями. Реакция производителей на подобный произвол в целом предсказуема — снижение объемов производства. Но прямое регулирование со стороны чиновников чревато очень негативным сценарием развития событий. Опыт Ирана и ряда других стран показывает, что переход от регулирования цен на нефтепродукты к регулированию объемов производства может быть очень быстрым. В стране исламского социализма, как известно, при фантастически дешевом бензине (около 3 рублей за литр) его отпуск потребителям до недавних пор был строго лимитирован (120 литров в месяц). Чтобы сохранить статус-кво и не допустить такого развития событий, нефтяным компаниям придется изыскивать новые аргументы в свое оправдание. Так, по мнению Павла Строкова, нефтяники могут использовать нефтяную биржу в Санкт-Петербурге для обоснования своих более высоких цен на всем внутреннем рынке в том случае, если там будут торговаться остаточные объемы от поставок по долгосрочным договорам. Сейчас на бирже, как и на остальном спотовом рынке, не наблюдается активности, но это, по словам Строкова, шоковая реакция на кризис, которая продлится минимум до нового года. Несомненно, впрочем, что нефтяники будут использовать и другие рычаги давления на государство, в первую очередь связанные с дефицитом инвестиционных ресурсов. Так, еще в начале октября появилась информация, что из-за плачевного состояния нефтепереработки (прежде всего НПЗ «Роснефти») и пресловутого кризиса Россия не перейдет на «Евро-3» в 2009 году. Чтобы не допустить крайностей, правительству следует проводить осторожную, но планомерную политику демонополизации и разгосударствления топливного рынка. Понятно, что говорить об этом, когда баррель стоит 65 долларов, несколько менее уместно, чем когда он стоил 150, однако после того, как экономика оправится от шока, именно эти меры должны будут вернуть отрасль к нормальной жизни. Сейчас же правительству и нефтяникам предстоит найти промежуточный вариант, позволяющий первому спасти собственный рыночный имидж и бюджетную систему страны, а вторым — основной бизнес, благодаря которому так или иначе эта система вообще существует. «Эксперт» №42 (631)
|