Общий объем инвестиций в проект составит 3,3 млрд рублей. Доля РОСНАНО в созданной компании составит 17%, доля УОМЗ -- 33% - 1 акция, доля группы ОНЭКСИМ совместно с разработчиками 50% + 1 акция. Корпорации инвестирует 1,7 млрд рублей (в том числе 323 млн рублей в форме взноса в уставный капитал и 1,4 млрд рублей в форме займа). Ожидается, что объем выручки компании в 2013 году составит примерно 6 млрд рублей. Разработчиками уникальной технологии производства чипов стали выходцы из Санкт-Петербургского физико-технического институт имени А. Ф. Иоффе Максим Одноблюдов и Владислав Бугров, основавшие германско-финляндскую компанию "Оптоган", недавно приобретенную группой ОНЭКСИМ. Предприятие разместится на нескольких площадках: производство основы светотехники -- полупроводникового чипа -- будет создано в Петербурге на территории особой экономической зоны (ОЭЗ, в январе 2009 года начнется проектирование, в середине 2010 года будет запущено производство, рассчитанное на трудоустройство 500 человек), производство готовой продукции -- на площадке уральского завода (производство на 400-500 человек). По словам генерального директора ООО "Оптоган" ("дочка" ЗАО "Оптогам", Екатеринбург") Максима Одноблюдова, в Петербурге разместится самое высокотехнологичное производство, так как здесь не только сосредоточены научные центры и квалифицированные кадры, но и подходящая транспортная инфраструктура, позволяющая экспортировать продукцию в Европу. По его словам, светодиоды придут на смену сегодняшним лампочкам. "Они могут применяться абсолютно в любом освещении, -- говорит он. -- Нанотехнологии позволяют при их использовании экономить электроэнергию в 5-7 раз, при этом увеличив срок эксплуатации в десятки раз. Конечно, есть и импортные аналоги, но сейчас они очень дорогие, а мы сделаем их дешевле до 5 раз". По его словам, компания будет продавать как саму светотехнику (в первую очередь, на внутреннем рынке), так и чипы (на рынки Европы и Азии). По словам Алексея Удовиченко, заместителя директора по экономике Физико-технического института имени А. А. Иоффе, компания "Оптоган" изначально собиралась организовать серийное производство в Силиконовой долине, но венчурные фонды, которые использовались компанией для инвестирования в научные разработки, стали намного менее доступными в условиях разразившегося кризиса. Именно поэтому компания, ставшая почти западной, развернулась лицом к России, где как раз в этот момент была создана РОСНАНО. "Фактически в России это производство появится только благодаря кризису, -- говорит он. -- Наш институт выступит исполнителем НИОКРов". По его словам, смена сегодняшних электрических лампочек на светотехнику нового поколения может произойти лет через 20. По оценке генерального директора ЗАО "Светлана--Оптоэлектроника" Григория Иткинсона, в настоящее время рынок светотехники в России превышает 70 млрд рублей. "Освоение такого рынка возможно только в том случае, если будет целая группа компаний, занимающихся производством светодиодной светотехники, -- говорит он. -- ЗАО "Светлана--Оптоэлектроника" уже более 10 лет разрабатывает и внедряет у себя в производстве нанотехнологии. Наше предприятие -- первое в стране (и до настоящего времени единственное) реализует полный технологический цикл промышленного производства полупроводниковых источников света светотехнических изделий на их основе. Мы приветствуем появление новых производителей и разработчиков такого рода изделий и считаем, что это поспособствует более широкому внедрению инноваций в светотехнику. Мы понимаем, что при этом возникает конкурентная среда, но только в таком случае возможно дальнейшее развитие отрасли", -- признает господин Иткинсон. По мнению директора информационно-аналитического департамента ИК "Энергокапитал" Дениса Демина, главное, чтобы после организации производства продукция сохранила свое ценовое преимущество. "Скорее всего, производитель будет ориентироваться на внутренний рынок, поскольку выход на внешние рынки электротехники сопряжен с решением широкого круга вопросов сертифицирования, совместимости, маркетинга, -- размышляет господин Демин. -- Учитывая общую слабость отечественной электротехнической промышленности, приходится констатировать, что даже производителям актуальной продукции прежде всего предстоит отвоевывать внутренний рынок, а не завоевывать внешний", -- отмечает он. www.kommersant.ru |