Бедные страны нуждаются в помощи по трем направлениям: им необходимы программы социальных гарантий, позволяющие смягчить воздействие экономического спада на бедные слои населения, инвестиции в инфраструктуру, дающие возможность заложить основу для повышения производительности и экономического роста с одновременным обеспечением граждан работой, и финансирование малых и средних предприятий, позволяющее им создавать рабочие места. Доноры могли бы проводить "индивидуализацию" своих взносов в фонд поддержки уязвимых слоев населения сообразно своим интересам. Этот подход хорошо зарекомендовал себя в последнее время, когда Германия и Япония оказали поддержку инициативе Всемирного банка по рекапитализации банков в бедных странах и решению предоставить промежуточное финансирование жизнеспособным проектам в области инфраструктуры, лишившимся в последнее время доступа к фондированию. Этот план реален. ООН ставит своей целью вывести объем предоставляемой страной помощи на уровень 0,7 процента ее ВВП. Выделение каждой развитой страной 0,7 процента средств, предназначаемых ею на реализацию пакета стимулирующих мер, - это лишь малая толика от тех сотен миллиардов, которые направляются на спасение банков, но эти средства могли бы реально изменить к лучшему положение сотен миллионов людей, ставших жертвами кризиса, к возникновению которого они не имели никакого отношения. И, что самое важное, это послужит сигналом того, что мировое сообщество начинает играть по отношению к кризису не пассивную, а активную роль. Действия в международном масштабе или решение своих проблем за счет соседей? "Век ответственности" или "век отступления"? Выбор очевиден. Статья была впервые опубликована в газете "Файнэншл таймс" 25 января 2009 года. Исключительные права на публикацию в России предоставлены "Российской бизнес-газете" Всемирным банком. Роберт Зеллик
|