Но то, что она будет со временем увеличена, ни у кого из отраслевых аналитиков сомнения не вызывает. Так, аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно считает, что вторым этапом «Уралкалию», скорее всего, придется компенсировать еще около 13,5 млрд рублей затрат РЖД на строительство 53−километровой обходной железнодорожной ветки и издержки «КЭС-холдинга» (в который входит ТГК-9) на перенос энергетических коммуникаций, оцениваемые в сумму 2,3 млрд рублей. «Я полагаю, смета по этим затратам еще не составлена, поэтому данные цифры не вошли в акт», – подчеркнул в интервью «Эксперту Online» Михаил Сайно. Заранее предупреждая такой поворот дела, «Уралкалий» сегодня осторожно напомнил, что «на сегодняшний день отсутствуют какие-либо судебные решения», обязывающие компанию произвести выплату указанных в акте расходов. Тем не менее компания не исключает возможности предъявления претензий о компенсации расходов, размер которых может превысить 3,1 млрд рублей». Проще говоря, химический гигант готов идти в суд, если поступят соответствующие иски от РЖД и КЭС. Хотя Олег Душин, например, считает, что до этого может и не дойти. «Сами по себе РЖД и КЭС пошли бы в суд. Однако здесь, вероятно, появится политический посредник между ними и „Уралкалием”», – подчеркнул он. Ягодки на десерт Понятно, что все эти цифры ничто по сравнению с тем, какую сумму федеральные чиновники могут выставить «Уралкалию» (а такая возможность в выводах комиссии присутствует) за компенсацию запасов хлористых солей по состоянию на 1 января 2007 года, навсегда оставшихся в затопленной шахте БКПРУ-1. Разброс цифр здесь, по разным источникам и методикам, определяется только фантазией пишущего на эти темы – от 10 до 600 млрд рублей. Тем не менее, по мнению Олега Душина, государство в условиях кризиса не будет взыскивать с «Уралкалия» потери по калийным месторождениям. Михаил Сайно настроен на то, что платежи за это будут, но не смертельные. «Не думаю, что штрафы за потерю запасов будут более 80 млрд рублей. Полагаю, государство не заинтересовано в банкротстве предприятия и не станет взыскивать с компании средства, которая та выплатить не в состоянии», – уверен аналитик. Таким образом, отраслевые аналитики сходятся во мнении, что в ближайшие три года на основании заключения правительственной комиссии, повторно расследовавшей причины аварии на Первом руднике объединения, «Уралкалий» суммарно будет вынужден заплатить от 19 до 40 млрд рублей. В принципе даже с учетом того, что в результате падения спроса на минеральные удобрения мощности «Уралкалия» сейчас загружены только на четверть, эта сумма для химического объединения вполне подъемная. Тем более что ход расследования и порядок обнародования его выводов говорят о том, что федеральные чиновники не имеют желания немедленно навесить на предприятие неподъемную ношу. Но очевидно одно: с этого момента «Уралкалий» попадает в полную зависимость от федерального правительства. По всей видимости, оно действительно не будет выставлять сейчас химическому гиганту счет за утопленные запасы калийных солей и упущенную выгоду. Но это не значит, что оно не будет делать это в принципе – многое будет зависеть от текущей ситуации и поведения самого химического объединения. По материалам «Эксперт Волга»
|