— Подписанных документов пока нет, ведутся переговоры. На данном этапе, я полагаю, главная задача — проинформировать заказчиков, рассказать, что есть такой вариант. Объяснить, как реализовать подобный проект. Когда экономическая ситуация изменится, появится спрос, появятся и проекты. Я уверен, что за этим будущее.
В Европе мы еще строим модульные спортивные здания, но пока в России их не предлагаем — всего не охватишь.
— Как сказывается кризис на вашем бизнесе?
— Пока мы не потеряли заказчиков. Но на рынке стало меньше проектов, в меньшем количестве тендеров мы участвуем, меньше конкурентов. Из разговора с клиентами чувствуется неуверенность, неопределенность, но сказать, что совсем закрылись заводы, проекты, нельзя, такого нет. Конечно, мы ожидаем снижения спроса на нашу продукцию. Тем не менее наши 25 предприятий по всей Европе дают возможность балансировать, не у всех падает одинаково и все сразу. Большие темпы развития мы ожидаем в России, Эмиратах и др.
— В сложном 1998 году компания Trimo не ушла из России?
— Да, мы остались, тогда были трудные времена, где-то 1,5-2 года, потом рынок начал оживать.
— Есть мнение, что вскоре в Россию устремятся иностранные инвесторы. Что вы думаете по поводу привлекательности местного рынка?
— Я полагаю, что Россия — перспективный рынок для всей Европы. И, несмотря на нынешнюю ситуацию, ваша страна имеет достаточный запас прочности. И кризис так не заморозит экономику, как в других странах.
Я ожидаю, что иностранные компании будут активно приходить сюда. Знаете, насколько в Европе востребованы люди, имеющие опыт в России? Поверьте, на таких специалистов большой спрос. Со мной многие хотят просто поговорить, посоветоваться. У компаний есть большой интерес — как прийти в Россию.
— Какие компании интересуются Россией?
— Фармацевтические, лесоперерабатывающие, многие производственные фирмы.
— Чего боятся иностранцы в России?
— На Западе много стереотипов по поводу вашей страны: повальное пьянство, большая преступность и т. д., но мы не видим каких-то особых проблем, свойственных именно России. Каждая страна имеет свою специфику.
Можно отметить, что здесь большое значение играют личные связи и контакты, многие не хотят говорить по телефону, раскрывать информацию. Люди привыкли действовать по указке, нет самостоятельной инициативы. В Европе каждый сам себе контролер.
В России мы столкнулись с проблемой соблюдения сроков, а для Trimo самое важное — выполнить обещанное в срок. В 2001 г., когда мы открыли первое производство в Коврове Владимирской области, нам пришлось искать механизмы мотивации. Мы предложили хорошие зарплаты, выше среднего городского уровня; гарантируем стабильность; ввели премиальные для лучших сотрудников; компания проводит социально ответственную политику — все это очень важно для людей. Кроме того, до кризиса раз в год вывозили часть сотрудников в какой-то европейский город, где проводили семинары и тренинги.
— Почему вы выбрали Владимирскую область? Многие западные компании открывают производство в Московской области.
— Это распространенная ошибка многих иностранцев — думать, что Россия — это Москва. В Подмосковье большие проблемы с мощностями, сильный дефицит электроэнергии, в этом регионе одни из самых высоких зарплат, сложная логистика плюс специфическая проблема — коррупция и большие взятки. В результате затраты на производство значительно увеличиваются. Я считаю, что нет смысла концентрироваться в Московской области.
Ковров мы выбрали с целью минимизации затрат, исходя из хорошей логистики, лояльности и поддержки властей.
— Почему вы именно во Владимирской области решили строить индустриальный парк «Вязники»?
— Мы проработали в области шесть лет и зарекомендовали себя как стабильная производственная компания, участвовали в местных агропромышленных программах. Все это позволило выстроить партнерские отношения с властями. Нам не надо платить взятки, чтобы провести свои проекты, у нас взаимовыгодное сотрудничество.
Сама идея технопарка появилась совместно с администрацией: власти заинтересованы в иностранных инвесторах, новых рабочих местах, мы — в расширении бизнеса. Например, по решению властей в течение первых пяти лет работы участники проекта освобождаются от налога на имущество и получают льготы по налогу на прибыль.
Сама площадка под технопарк удобна с точки зрения логистики: федеральная трасса М7 «Волга», вдоль участка проходит скоростная железнодорожная магистраль Москва — Нижний Новгород, в Вязниках расположена взлетно-посадочная полоса местных авиалиний (аэропорт «Семязино» во Владимире). В технопарк будет проложена отдельная железнодорожная ветка. Здесь нет актуальной для многих мест проблемы дефицита мощностей: газоснабжение (4800 куб. м/ч), водопровод (225 куб. м/ч), электричество (30 МВт ч), линии связи. Для производств это крайне важно.
— Ваш проект изначально ориентирован на западный бизнес?
— Открыть производство в «Вязниках» может любая компания, но предполагали, что это в первую очередь будут иностранцы. Бизнесмены приезжают из Европы, Азии, США, им интересен российский регион, но они не знают, как найти надежных российских партнеров, боятся, что их обманут, и т. д. Trimo им известна как европейская компания, бренд которой они хорошо знают. Мы уже прошли через тернии российского законодательства и ведения бизнеса, мы знаем специфику организации производства. Не все иностранные компании хотят и могут испытать это на себе. Именно для них мы и строим технопарк.
— Презентация проекта прошла осенью. С тех пор что-то изменилось в концепции?
— Ничего существенно не поменялось. Сроки реализации проекта остались те же — 4-5 лет. В «Вязниках» будет любое производство, кроме черных металлов и грязных производств. Всего предполагается размещение 15-20 крупных и средних высокотехнологичных производственных компаний.
— У вас есть уже подписанные контракты?
— Переговоры активно велись до кризиса и сейчас тоже ведутся. Надеюсь, что уже скоро у нас будут первые заказчики.
По материалам www.vedomosti.ru