- Существует угроза дефолта? — Не думаю. Но кредиторы - Сбербанк, ВТБ, российские отде¬ления иностранных банков - требуют пересмотра условий заключенных соглашений. Нам предложено увеличить процентные ставки по выданным ранее кредитам с нынешних 6 - 7% до 18 - 24%. Но надо же понимать, что во время кризиса предприятия реального сектора просто не в состоянии выплачивать такие проценты. Мы предлагаем ставки уже существующих займов оставить прежними, а новые кредиты выдавать под более высокие проценты - но не более 9%. Это повышение мы выдержим за счет снижения цен на стройматериалы, металл и оборудование. На этот счет ведем переговоры со стратегическими инвесторами. - В конце декабря Герман Греф в одном из интервью сказал, что Сбербанк получил от Центро¬банка кредит на 10 лет под 8% го¬довых и выдает из этих средств кредиты предприятиям, включенным в список стратегических, в среднем под 10%. Но эти цифры расходятся с названными министром финансов Алексеем Кудри¬ным: по его словам, банки будут выдавать кредиты под 15 -18%. — Вот видите, и там нет единого мнения. А 11 января президент страны Дмитрий Медведев во время посещения одного из московских заводов сказал, что предлагаемые сегодня реальному сектору ставки кредитов нереальны. В любом случае мы пытаемся для себя обеспечить нижний уровень возможного "коридора". Надо понимать, что мы не являемся нищими просителями. У нас есть реальная возможность производить конкурентные на мировом рынке товары. Кончится кризис, рынки восстановятся, цены вернутся как минимум к прежнему уровню. В этом нет сомнения. Но мы должны не потерять эти рынки. Как не по¬теряли в провальные 90-е. Следует помнить и еще одно важное обстоятельство: если продержимся мы, устоят и банки, которые существуют не сами по себе, а являются кровеносной системой экономики, в которой основной еди-ницей является все-таки производственное предприятие. Другое дело, что поддерживать надо, конечно, только тех, кто не проест средства и продолжит с их помощью развитие. - А как ведут себя в этой ситуации ваши традиционные поставщики сырья! — Сегодня на сырьевом рынке, как в сказке, есть все и по низким ценам. Сжиженные газы, ШФЛУ, нефть - пожалуйста, и в любых количествах. Соответственно, нет никаких проблем с "Газпромом" и "СИБУРом". Этанопровод из Оренбурга полностью загружен дешевым сырьем. И до сегодняшнего дня мы расплачиваемся исправно. Есть проблемы с нефтью. Не из-за ее отсутствия, а из-за жесткой привязки ТАИФа к Татнефти (по решению Совбеза республики от 2005 года мы должны ежегодно закупать у этой компании 7 млн. тонн нефти для загрузки нижнекамского НПЗ "ТАИФ-НК"). Экономически это для нас невыгодно: из-за низкого качества поставляемого сырья и постоянных конфликтов при расчетах. Так, нам поставляется нефть по цене, рассчитан-ной по формуле ценообразования для экспортных потоков с задержкой котировок на 2,5 месяца. В результате в октябре и ноябре тонна сырья стоила для "ТАИФ-НК" 10 тыс. и 7 тыс. рублей соответственно (при цене внутреннего рынка порядка 5 тыс. и 3 тыс. рублей). Но купить более дешевое сырье у других поставщиков правительство РТ нам не разрешило, аргументируя это тем, что у Татнефти нет своей переработки и ей просто некуда девать добываемую нефть. Убытки же этой компании сразу скажутся на доходной части республиканского бюджета. Пока мы рассчитались за осенние объемы по ценам выше российских рыночных, но ниже мировых. Однако с нас требуют "долг". Поэтому на декабрь закупки сырья были снижены с 650 тыс. до 460 тыс., тонн. Но не все так просто, как кажется, ведем очень сложные перегово¬ры. - Одно время все шло к созданию на базе активов Татнефти и ТАИФа республиканской ВИНК. Однако оно так и не состоялось. Вы полагаете, что с ВИНК было бы легче пережить кризис? — Конечно. Сегодня Татнефть решает свои задачи, мы - свои. Они хотят дороже продать низкокачественное сырье. Мы - купить его у них подешевле, по крайней мере, по рыночной стоимости. На согласование цены тратится уйма сил и времени. Кроме того, перерабатывая "плохую" нефть, мы имеем огромные технологические проблемы, колоссальные излишние финансовые затраты и сверхнормативный износ оборудования. Объединившись же, работали бы на одну идею и на один финансовый результат. Имели бы единые полные технологические цепочки: нефтехимическую и топливную. Ведь очевидно, что в сложившейся ситуации в лучшем положении оказались именно компании, имеющие такое преимущество. Так, основная маржа в последние месяцы зарабатывается в цепочке скважина-бензоколонка, на конце заправочного пистолета и на переработке продуктов нефтехимии. Розница стала сверхприбыльной. ВИНК за ее счет покрывают часть убытков от добычи и экспорта нефти. - Но в самом лучшем положении оказались независимые бензоторговцы, не обремененные добычей. — Это явление временное. Но мы, к сожалению, не успели создать собственную сеть АЗС, хотя и приступили к этому. Тем не менее, топливное направление - это сегодня наша "подушка безопасности". В прошлом году "ТАИФ-НК" вышел на проектную мощность по производству бензинов и дизтоплива, соответствующих стандарту Евро-4, авиакеросина. За счет доходов этого сектора поддерживаем нефтехимию. - Какие стратегия и тактика выбраны на период кризиса?
|