С наименьшими потерями Руководители подрядных организаций помнят, с каким трудом им удалось поднять уровень технической оснащенности предприятий, собрать квалифицированных сотрудников. Поэтому многие подрядчики нацелены на внутренний рост. — Стратегия развития нашей компании в нынешних условиях — сохранение команды и усиление профессионального потенциала, — указывает Сергей Никифоров. — Мы стараемся проводить больше тренингов, осваивать новые технологии и виды работ. Сейчас то время, когда можно догнать лидеров рынка. Ни в коем случае нельзя бездействовать — это приведет к стагнации. Напротив, можно и нужно наращивать обороты, более активно вести себя на рынке. — Сохранение коллектива для нас сегодня главное, — согласен с коллегой генеральный директор компании «Адгезия» Сергей Исупов. — Мы приняли ряд мер для создания дополнительной мотивации, улучшения условий труда работников. К примеру, любой из сотрудников, а также члены его семьи имеют право бесплатного и неограниченного пользования услугами одного из местных спорткомплексов. Вовне варианты действий подрядчиков сегодня можно свести к двум стратегиям — активизации работы с прежними заказчиками (предложение им новых видов услуг и их комбинаций) и поиску клиентов в новых секторах. — Наша стратегия — переориентация с металлургии на нефтегаз, где более-менее стабильная ситуация, — говорит директор компании «АльпСервисТагил» Сергей Грачев. По словам Энтони Винсента, стратегия ВЫСО на 2009 год заключается в расширении портфеля услуг и заказов на международном рынке — в Норвегии, Казахстане, странах Каспийского региона. Сокращение ремонтных бюджетов и удорожание импортных материалов снижает рентабельность подрядчиков. — Все поставщики постарались привязать цены к курсу евро, и доля материалов в себестоимости наших услуг увеличилась примерно на 25%. Но заказчик ни в коем случае не примет увеличения общей стоимости работ на четверть. Поэтому придется искать резервы снижения других затрат в себестоимости продукта, — говорит Сергей Никифоров. — Сейчас ради налаживания отношений по некоторым договорам мы работаем со сниженной рентабельностью, — указывает на вариант решения проблемы Сергей Грачев. — Надеемся, что в следующем году финансовая ситуация улучшится. — Мы разработали антикризисный пакет, — делится Энтони Винсент. — В условиях экономического кризиса заказчики могут объединить комплекс работ для передачи одному подрядчику, что позволит значительно сократить расходы. Генподрядчик тоже может экономить: организовать выполнение работ с привлечением узкоспециализированных компаний на условиях субподряда. При стремлении заказчика максимально снизить издержки, возникает опасность демпинга со стороны мелких слабооснащенных компаний. Но ведущие подрядчики настроены оптимистично. — В кризис конкурентное преимущество за средними и крупными компаниями, — добавляет Сергей Грачев. — Однодневке трудно начать работать: проектов сегодня на порядок меньше, заключить договор гораздо сложнее. Кроме того, если раньше заказчики оплачивали выполненные работы в течение одного месяца, то сейчас — за три-четыре. — Чтобы существовать, надо иметь хорошие оборотные средства, — объясняет Олег Тараненко. — В одном тендере с нами участвовали фирмы, выставившие демпинговые цены. Но когда они выяснили условия, практически все отказались. — Замедление роста рынка очевидно, — замечает Сергей Исупов. — Многие предприятия пересматривают ремонтные бюджеты в сторону их снижения. Но у нас нет особых опасений, что на первый план повсеместно выйдут фирмы-однодневки. Серьезные заказчики, для которых важны долговечность, качество работ и собственный имидж, отступления не допустят. Очевидно: в кризис некоторые компании АКЗ будут вынуждены закрыть бизнес. Конкурентные преимущества получат те, кто в годы роста экономики инвестировал в оборудование, технологии и обучение персонала. «Эксперт Урал» №14 (371) 13 апреля 2009 |