- Какие меры вы предпринимаете для того, чтобы вам не снизили наценку? - Мы обратились в соответствующие органы РТ с письмом, в котором предлагаем проанализировать, к чему это приведет. Мы надеемся на разумный подход, ведь мы просим даже не увеличить нашу наценку, а хотя бы не трогать то, что есть. Что получит покупатель от того, что нас заставят снизить наценку на 5 процентов? Препарат, который он покупал за сто рублей, будет покупать за 95. Зато может произойти так, что за этим препаратом надо будет ехать в другой район, в результате, на проезд уйдет больше и реально человеку это не поможет. Ответственные лица должны четко понимать последствия такого решения. Мы не наживаемся на людях, мы работаем для того, чтобы оказывать людям квалифицированную помощь. Чтобы человек мог выбрать, купить ему препарат дорогой или дешевый, за триста рублей или за пятьсот рублей. Но если нас поставят в эти условия, мы будем вынуждены держать самые дешевые препараты, ведь мы оплачиваем поставщикам сразу всю партию. Мы будем вынуждены переходить на формы работы вчерашнего дня. А чтобы вернуться к тому, что имеем сейчас, нужно будет приложить колоссальные усилия: хорошее разрушить легко. Вообще, по идее нужно говорить о повышении торговой наценки, чтобы поддержать нас, ведь все говорят - поддержим отечественного производителя и предпринимателя. Это поддержка? Это наоборот удушье. ДЕФИЦИТ ЛЕКАРСТВ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ - С чем связано то, что, несмотря на фиксированную наценку, в одних аптеках лекарства дешевле, а в других – дороже? - Существует понятие затратной части. К примеру, в нашей сети около четырех десятков аптек. В каждой работают профессиональные консультанты. Мы тратим деньги на то, чтобы купить помещение, сделать в нем ремонт, купить дорогостоящую технику, оборудование. У нас установлена дорогостоящая лицензионная программа, с помощью которой каждая единица продукции, которая поступает в нашу аптечную сеть, пропускается через официальную базу забракованных препаратов, и если находится в ней, то сразу же убирается из продажи. То есть, мы защищаем покупателей от некачественных препаратов. В каждой нашей аптеке стоят банкоматы, приборы для измерения давления, прибор по оплате пластиковыми карточками. А теперь рассмотрим маленькую аптечку, где работают три человека и установлено дешевое оборудование. Затратная часть у них меньше, они и наценку делают меньше, но гарантируют ли они качество продукции? Они на всем экономят и не готовы дать хороший уровень сервиса, обслуживания клиентов, широкий ассортимент. Кроме того, есть препараты, которые мы закупаем на три – шесть месяцев вперед. Одна аптека продает препарат, закупленный на полгода вперед, соответственно, по более дешевой цене. А другая аптека закупила этот препарат на два месяца, а через два месяца купила его уже по более дорогой цене. Поэтому в аптеках появляется разница. - Может ли эта ситуация привести к появлению дефицита отдельных медикаментов? - Мы формируем свой ассортимент из нескольких тысяч позиций, но это не означает, что все они продаются одинаково. Есть сотни позиций, которые не продаются месяцами, лежат, ждут своего клиента. Но когда такой неходовой препарат оказывается нужен человеку, он приходит, и находит его у нас. Что произойдет, если нам снизят наценку? В аптеках будет только узко ограниченный набор медикаментов. Мы будем вынуждены отказаться от позиций, которые редко покупают, потому что нам невыгодно их держать. Всё, возникает дефицит. При этом дефицит коснется в первую очередь дорогих препаратов, которые нужны, как правило, срочно, в тяжелых случаях, здесь и сейчас. Конечно, мы можем привезти препарат под конкретный заказ, но, возможно, к тому времени он человеку уже не понадобится. Из-за того, что оборачиваемость таких препаратов плохая, мы держим их для людей за счет собственных средств. Ведь поставщику мы платим сразу за всю партию, но держим их у себя месяцами. В том случае, если нам урежут наценку, мы будем вынуждены покупать только то, что оборачивается быстро. В ТАТАРСТАНЕ КОНТРАФАКТА НЕТ - Как распределен аптечный рынок Казани и Татарстана в настоящее время? - Основная доля рынка принадлежит ГУП "Таттехмедфарм". Если же говорить о коммерческом рынке Татарстана, то лидерами считаемся мы и "Казанские аптеки". Многие игроки – "Сакура", "Ривьера" и другие - представлены только в Казани. Немаловажный момент – работа в Татарстане федеральных аптечных сетей. Они, как правило, формируют торговую наценку у себя в регионе. Но во многих регионах нет таких жестких границ, как у нас. К примеру, московская сеть может сначала сформировать наценку в Москве, а потом на местном уровне. У нас они формально ничего не нарушают, но фактически наценивают большой процент, и за счет этого благополучно живут. Поэтому в случае снижения наценки наше правительство подсечет в первую очередь местные аптечные сети, которые платят налоги в бюджет республики, и казанский рынок будут занимать федеральные аптечные сети. Сейчас в Казани представлены московские, питерские, новосибирские, самарские и ижевские сети. Но оценить, какую долю рынка они занимают, очень сложно. Надо знать их экономику, их объемы. Они в основном везут товар из своих регионов и сколько они привезли, отследить очень сложно. - Сколько, по-вашему, на рынке Татарстана контрафактных медикаментов? - Читаешь порой прессу и поражаешься – пишут, что у нас до 30 процентов продаваемых лекарств - контрафакт. Это полная ерунда. На рынке Татарстана, по моим оценкам, не более 0,1 процента контрафакта. - Каково ваше отношения к разного рода БАДам? Они продаются во всех аптеках, но их лечебные свойства у многих вызывают сомнения. - Я учился в медицинском институте, возможно, поэтому мое отношение к биодобавкам довольно скептическое. Я их не употребляю. Но это мое субъективное мнение. Я не могу утверждать, что они никому не помогают. Просто мне недостаточно информации для того, чтобы поверить в их лечебные свойства. Медикаменты производятся в соответствии с ГОСТ, а БАДы должны соответствовать только ТУ. Медикаменты на протяжении нескольких лет проходят клинические испытания. В инструкции к медикаментам содержится полный список противопоказаний - производитель честно пишет, что было при испытаниях, и что может быть, пусть и в единичных случаях. Список противопоказаний БАД, как правило, состоит из двух - трех пунктов, но это не значит, что на этом они исчерпываются. - Как вы пришли в аптечный бизнес? - В 1997 году я работал заместителем главврача по лечебной работе в санатории "Санта" в Боровом Матюшино. Тогда он назывался "Строитель". В 1998 году случился кризис. Благо, что я там работал – нам зарплату платили живыми деньгами, а ведь многие врачи в те времена нищенствовали. Я люблю свою специальность, до сих пор испытываю ностальгию по той работе, по общению с людьми… В 1998 году ушел в коммерческую структуру, а в 2000 основал аптечную сеть "36,6". Сначала, конечно, было тяжело. Дефицит с кадрами тогда был ужасный, найти фармацевта было практически нереально. К тому же, коммерческий рынок только начинал развиваться, вставать на коммерческие рельсы было сложно. Проверяющие структуры относились с опаской: коммерсант – значит, пытается заработать на нашем здоровье. Даже сейчас это осталось – люди старшего поколения до сих пор думают, что коммерция пытается заработать деньги за счет обычных граждан, все коммерсанты обманывают – покупают, а потом перепродают втридорога. - А где вы сами покупаете лекарства? - Конечно же, у себя, потому что аптечная сеть "36,6" покупает у дистрибьюторов, в которых я уверен. C анализом существующего оборудования для производства таблеток можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ оборудования для производства таблеток». Бизнес-онлайн
|