…ЛИБО ВЫКУПИМ У ТАТЭНЕРГО - Следующая проблема – привести в порядок энергопотребление. Предприятия группы ТАИФ субсидируют население и социальных потребителей – школы, библиотеки, сельское хозяйство – более чем на семь миллиардов рублей в год. Но тут ситуация определена. Нам нужны собственные энергетические мощности – это небольшие вложения по сравнению с колоссальными инвестициями в нефтехимию. Либо мы их будем строить сами, либо выкупим у Татэнерго мощности, нуждающиеся в коренной модернизации, так как они были построены для наших нефтехимических предприятий еще во времена СССР. При строительстве собственных мощностей уже имеющиеся, в лучшем случае, могут оказаться недозагруженными. Мы бы этого не хотели. С таким подходом согласно и правительство Татарстана. Кроме того, мы предложили правительству вернуть экспортные пошлины на сырье для нефтехимии – сжиженные газы – хотя бы на объемы внутрироссийского потребления. Недавняя отмена пошлин сократила внутрироссийскую переработку, многие нефтехимические предприятия сделала убыточными, а увеличение экспорта достаточно серьезно ухудшило конкурентные возможности российской нефтехимии. НУЖНА ПРОЗРАЧНАЯ СХЕМА - Какие из этих пунктов помощи обсуждались на совещании в Казани, которое провел Шувалов? - Прошли переговоры с ВТБ, Сбербанком, иностранными кредиторами, с ФАС, Газпромом, Сибуром. Обсуждали ситуацию с поставками этана. Шувалов сказал, чтобы все заинтересованные стороны разработали прозрачную, экономически обоснованную схему, выгодную обеим сторонам – и производителю этана, и производителю полиэтилена. Предложения уже есть. Предложение Газпрома предусматривает рентабельность собственной продукции 91 процент, а для "Казаньоргсинтеза" убыточность минус девять процентов. Предложение ФАС составляет 49 процентов рентабельности для Газпрома и минус четыре процента для Казаньоргсинтеза. Предложение Казаньоргсинтеза заключается в использовании прозрачной схемы с рентабельностью десять процентов, как для поставщиков, так и для покупателя. - Как эта схема должна действовать? - Оренбургский гелиевый завод работает не на той проектной мощности, под которую был создан. Он был создан для производства 600 000 тонн этана (пять установок по 110 000 тонн и шестая установка на стадии реконструкции с 2005 года под проекты Казаньоргсинтеза), а загружен не полностью. Пока завод не будет загружен на проектную мощность, схема будет низкоэффективна. Разработан проект, за счет которого глубину извлечения этана можно довести до 90 процентов – это чуть ли не один миллион тонн. При этом снижается и себестоимость этана, и себестоимость полиэтилена, а производство и того и другого значительно увеличивается. Мы предлагаем взять на себя внедрение этой схемы в счет будущих поставок этана и таким образом кратно повысить эффективность работы Оренбургского гелиевого завода и Казаньоргсинтеза. И перейти на чисто рыночные отношения. А до этого момента Казаньоргсинтез предлагает – и я с ними согласен – сделать одинаковую рентабельность и для производства полиэтилена, и для производства этана. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ И ПОЛУЧАТЬ ПРОЦЕНТЫ? - Год назад Сибур холдинг предлагал купить контрольную долю в Казаньоргсинтезе. Эта идея еще жива? - Одно из предложений, которое обсуждалось, предполагает: если Сибур будет владеть Казаньоргсинтезом, то он будет поставлять дешевый этан. Как такое возможно, я не понимаю, – в убыток Газпрому, что ли? Тем более Сибур не входит в группу "Газпром". Логики в этом маловато. Поэтому руководство республики предложило реализовать вышеуказанную схему с переходом контрольного пакета Казаньоргсинтеза к Сибуру после реализации следующего этапа стратегического развития Казаньоргсинтеза. - Кроме договоренностей о поставках этана условием предоставления госгарантий является и привлечение инвестиций, в том числе за счет проведения допэмиссии. О необходимости допэмиссии в своем письме Шувалову и писал глава ВТБ Костин. Для акционеров Казаньоргсинтеза это предложение приемлемо? - Мы, группа ТАИФ, готовы обсуждать любые предложения. Но сегодня не то время. Руководство республики по этому поводу заняло предельно четкую позицию: есть много других проблем – сельское хозяйство, КАМАЗ, машиностроение, где концентрация ресурсов нужна в большей степени. Я полностью согласен с мнением руководства республики: нет необходимости в допэмиссии. Проводить ее только потому, что кто-то хочет воспользоваться кризисной ситуацией, ничего не делать и получать проценты? Это нормально – и мы так хотим, но, к сожалению, не та ситуация. Только тесное взаимодействие банков с промышленностью в условиях рыночной экономики, причем на взаимоприемлемой основе, определяет благосостояние страны и производство национальных богатств. При этом определяющими здесь являются промышленность и производство.
|