В последние годы спрос на наиболее важный продукт переработки гидроксида калия – карбонат калия - снижается. Более 40% этого продукта используется в производстве стекла для электронно-лучевых трубок для телевизоров и компьютерных мониторов. Начиная с 2000 года производство ЭЛТ перемещается в Азию. Кроме того, спрос на ЭЛТ снижается за счет вытеснения традиционных экранов плоскими (ЖК и др.). Эти факторы приводят к снижению объемов потребления карбоната калия и, как следствие, объемов использования гидроксида калия в этой области. В то же время спрос на фосфаты калия находится на высоком уровне и растет в среднем на 4% в год. Фосфаты калия, (в первую очередь пирофосфат калия), используются главным образом как моющие присадки для промышленных и бытовых жидких моющих средств. В настоящий момент на рынке жидких моющих средств наблюдается стремительный рост, благодаря удобству их производства и использования. Фосфаты калия, так же как и фосфаты натрия, обладают полирующими, хелатообразующими и чистящими свойствами, однако они более растворимы, что позволяет создавать более концентрированные моющие средства. При производстве жидких моющих средств гидроксид калия вступает во взаимодействие с жирными кислотами с образованием соответствующих солей, которые обладают лучшей растворимостью, чем аналогичные соли натрия, что делает гидроксид калия более привлекательным сырьем для производства мыл. При рассмотрении направлений использования гидроксида калия в Северной Америке нельзя не отметить такой перспективный сегмент, как биодизельное топливо. В США установленные мощности составляли примерно 567 млн. литров в год. В конце 2006 года в США работали 88 заводов суммарной мощностью примерно 2,646 млрд. литров в год. Строился 41 завод суммарной мощностью примерно 3,965 млрд. литров в год. В Канаде работали 4 завода суммарной мощностью примерно 196,5 млн. литровв год. В ближайшие годы спрос на гидроксид калия в этой области будет расти хорошими темпами, что будет обусловлено ростом использования биодизельного топлива. Кроме того, необходимо отметить возможность закрытия одного из крупнейших потребляющих гидроксид калия производств в Канаде – единственного завода, выпускающего ксантогенаты калия, что негативно отразится на динамике объемов потребления КОН в этой стране. Что касается потребителей, то крупнейшими из них опять-таки являются производители карбоната калия. Большая часть данного продукта выпускается компаниями, имеющими собственное производство гидроксида калия. Так, OxyChem поставляет гидроксид калия на совместное с Church & Dwight Co предприятие Armand Products (Маскл Шоалз, Алабама), выпускающее карбонат калия. Существенное количество гидроксида калия на собственных мощностях с получением карбоната калия перерабатывают и другие производители КОН - Ashta Chemicals, Erco Worldwide. Среди производителей других солей калия можно выделить компании, выпускающие фосфаты калия. В частности, Prayon Inc., начавшей производство этого вида продукции в 2000 году (мощность 20000 тонн в год), Astaris LLC (с 2005 года подразделение ICL Performance Products) мощностью 15000 тонн в год, а также более крупных производителей, среди которых Innophos Inс, до 2004 года входящем в структуру компании Rhodia, располагавшей помимо этого заводами в Канаде и Мексике. Среди производителей диоксида титана можно выделить DuPont Titanium Technologies. Компания располагает тремя заводами в De Lisle (Миссисипи), Edge Moor (Делавер), New Johnsonville (Теннеси). Производственные мощности заводов составляют соответственно 280, 155 и 380 тыс. тонн в год. Крупными производителями диоксида титана также являются комании Kerr-McGee Corporation (390 тыс. тонн в год), Millennium Inorganic Chemicals (National Titanium Dioxide Company Ltd., 202 и 51 тыс. тонн). Ниже приведены компании, выпускающие продукцию, в производстве которой используется гидроксид калия. Производители карбоната калия используют жидкий КОН, биодизеля, диоксида титана и ряда других продуктов – чешуированный. Так как многие предприятия используют как жидкий, так и чешуированный гидроксид калия, разделение на эти два вида продукта проводится исходя из наиболее используемого по отрасли. |