Другие отрасли промышленности. В данном обзоре не рассматриваются другие отрасли – потребители воздушной извести: предприятия, производящие ее для собственных нужд (например, химические и сталелитейные), а также предприятия с незначительными объемами потребления (например, кожевенные). Однако в этих отраслях промышленности также наблюдается недостаток высококачественных сортов извести. Это определяется общим повышением требований к качеству конечной продукции. Таким образом, на сегодняшний день отечественная известь используется по большей части в производстве низкокачественной продукции, поскольку предприятия – производители извести не в состоянии предложить продукцию, соответствующую современным технологическим требованиям. Низкое качество производимой извести обусловлено особенностями используемого карбонатного сырья. Большинство существующих известковых производств расположено на месторождениях, где запасы качественного сырья (класса «А» по ОСТ 21-27-76) по большей части уже выбраны. Производителям приходиться использовать имеющееся в наличии сырье низкого качества, загрязненное кремнеземом и глинистыми примесями, с повышенным содержанием (более 5%) карбоната магния. Техническая база отечественной известковой промышленности сильно изношена. Большинство производств извести основано на морально устаревшем оборудовании и технологиях. Многие предприятия-потребители также не располагают современными технологиями и оборудованием, что не позволяет им использовать в производстве продукцию более высокого качества. Особенности российского рынка тонкодисперсного мела Государственным статистическим комитетом РФ регулярное производство мела учитывается на 24 предприятиях. В это число не входят предприятия, выпускающие так называемый «конверсионный» мел, являющийся побочным продуктом ряда химических и металлургических производств. Из восьми предприятий, производящих тонкодисперсный природный мел, промышленные объемы дают только 5 предприятий. По оценкам аналитиков, всего в России производится около 250-300 тыс. тонн тонкодисперсных мелов. Объемы импорта тонкодисперсного мела в Россию ежегодно растут (в среднем, на 20%). Импортная продукция предназначена, прежде всего, для использования в бумажной промышленности. Также значительные объемы ввозятся для производства лакокрасочных материалов, изделий из ПВХ и для приготовления сухих строительных смесей. Основным поставщиком мела в Россию является Финляндия. Практически весь мел, поставляемый из этой страны, идет на производство бумаги. Второй страной-импортером мела является Греция. В основном мел из Греции предназначен для лакокрасочной промышленности. Из Украины поставляется химически осажденный мел для косметической промышленности. Особенности потребления тонкодисперсного мела Основными отраслями – потребителями, использующими тонкодисперсный природный мел в своих производствах, являются: целлюлозно-бумажная промышленность; лакокрасочная промышленность; резинотехническая промышленность; промышленность переработки пластмасс, включая производство пластикатов, линолеума, изделий из ПВХ и т. д.; кабельная промышленность; производство строительных материалов. По оценкам аналитиков рынка, объем потребления тонкодисперсных мелов составляет 400 – 420 тыс. тонн в год. Основной рост потребления природного тонкодисперсного мела (до 10-15% в год) прогнозируется в производстве изделий и материалов из пластмасс и резиновых смесей. В целлюлозно-бумажной отрасли традиционно сильны позиции химически-осажденного мела (РСС). Поэтому рост потребления тонкодисперсного мела будет ограничен рамками роста продукции на прочих предприятиях, традиционно использующих тонкодисперсный мел (0,5-2% в год). В лакокрасочной отрасли прогнозируется рост потребления тонкодисперсных мелов на 3-5 %. Сегменты стройиндустрии и непроизводственного потребления также будут увеличивать потребление мела на 3-5% в год. Но основной марочный состав потребляемого тонкодисперсного природного мела в этих сегментах так и будет соответствовать полутехническим маркам. На сегодняшний день можно отметить несколько факторов, которые влияют на рост потребления тонкодисперсных природных мелов: Общий рост объемов продукции в рамках макроэкономических тенденций – 3-5% в год. Развитие новых технологий производства наполненных полимеров, обусловленный ростом спроса в соответствующих рыночных сегментах, в том числе: производство оконных и строительных профилей (ежегодный рост до 30%) общее расширение спектра продукции, выпускаемой на основе пластикатов, в частности автомобильных пластиков производство полиолефиновых компаундов и суперконцентратов производство новых видов упаковочных материалов из наполненного полипропилена и т.д. Развитие (в условиях конкурентной борьбы с зарубежными поставщиками) отечественного производства лаков и красок, в частности продукции, предназначенной для нанесения тонких слоев. Неизбежное переоснащение парка оборудования основной массы производителей, потребляющих технические марки мела (производство РТИ и т.п.), и как следствие переход на сырье более высокого качества – по требованиям гранулометрии, гидрофобности.
|