На внутреннем рынке будет активно проводиться управляемая либерализация, основанная на принципе обеспечения равной доходности поставок газа на внутренний рынок и на экспорт. Будет развиваться биржевая торговля природным газом, основанная на прозрачных и недискриминационных условиях доступа всех участников рынка к газотранспортной инфраструктуре. На втором этапе реализации Стратегии-2030 российская газовая промышленность полностью обеспечит потребности экономики страны в условиях посткризисного развития, однако существенно изменится география как добычи, так и экспорта газа. Новые районы добычи газа (Ямал, шельф арктических морей, Восточная Сибирь и Дальний Восток) будут обеспечивать более трети объемов добычи газа в стране. Также будет решена стратегическая задача диверсификации направлений и товарной номенклатуры экспорта российского газа за счет развития восточного экспортного направления и строительства новых СПГ-терминалов. На втором этапе планируется ввод в эксплуатацию Штокмановского месторождения, месторождений акваторий Обской и Тазовской губ, начало освоения восточно-сибирских и Якутского газовых центров, а также активной фазы строительства газотранспортной системы на востоке страны. Россия будет наращивать усилия по консолидации вокруг своей газотранспортной инфраструктуры основных региональных газодобывающих центров (страны Центральной Азии, Иран) и формировать евразийскую интегрированную газотранспортную систему для обеспечения экспортных и транзитных перетоков между Европой и Азией (в частности, будет завершено строительство газопровода "Южный поток"). На третьем этапе реализации Стратегии-2030 российская газовая промышленность будет развиваться в изменившихся условиях внутреннего и внешнего спроса на газ, обусловленных переходом мировой экономики и энергетики на новую технологическую волну, характеризующуюся высоким уровнем энергоэффективности бизнеса и расширенным использованием неуглеводородных источников энергии. В этих условиях развитие российской газовой промышленности будет направлено на расширение сферы использования газа в экономике не только как энергоносителя, но и как ценного химического продукта. Широкое развитие получит высокотехнологичная газохимия и производство СЖТ на основе газа. Внутри страны будет завершена газификация ее регионов, продолжатся работы по расширению восточной газотранспортной системы с возможным, в случае экономической эффективности, подключением к ЕСГ. Более четверти объема добычи газа в стране будут давать независимые производители газа, тогда как доля ОАО "Газпром" снизится адекватно состоянию ресурсной базы компании на данный период времени. Начнется освоение месторождений восточных арктических морей. Будут созданы технологические предпосылки для добычи и промышленного использования газогидратов. Российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между Европой и Азией, а Россия - ключевым диспетчерским центром по ее управлению. На внутреннем рынке «Газпром» реализует более 50% общего объема добываемого газа. Однако основная часть валовой выручки газового монополиста (82% по итогам 2008 г.) приходится на экспортные поставки. Убыточность внутренних продаж на протяжении 1999-2008 гг. покрывалась за счет экспорта. В 2009 году «Газпром» впервые планирует получить прибыль от продаж газа на внутреннем рынке. В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития страны на 2010 г. и период 2011-2012 гг., одобренными правительством РФ в июле 2009 г, предполагается индексирование регулируемых оптовых цен на газ для промышленных потребителей. В 2010 г. оно должно составить 15%. В то же время, в соответствии с поручением правительства РФ, профильные министерства и ОАО "Газпром" прорабатывают порядок перехода с 1 января 2011 г. от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа и формированию оптовых цен на газ (за исключением газа, поставляемого для нужд населения) на основе применения рыночной ценовой формулы. И на сегодняшний день "Газпром" уже подписал с большинством промышленных потребителей долгосрочные договоры на поставку газа, предусматривающие использование ценовой формулы с 2011 г. Прогнозируемый рост цен на газ на внутреннем рынке в 2010 г. составит не 15%, как рассчитывает правительство, а не менее 25%. Разумеется, это весьма болезненно скажется на финансовом положении потребителей газа, в первую очередь - энергетиках металлургах, особенно с учетом нынешнего повсеместного спада производства. Сложившаяся ситуация дает повод взглянуть на причины происходящего. Статистика свидетельствует, что добыча газа в последние годы находится в "падающем" режиме. При этом зависимость отрасли от экспорта топлива растет, что неудивительно. Ибо, если в последние 10 лет (кроме последнего кризисного года), по данным самого «Газпрома», потребление газа в стране превышало темпы роста его добычи на 3,0-5,5%, то это означает, что газовому концерну приходилось все в большей и большей степени покрывать свои убытки на внутреннем рынке за счет поставок на внешний. Понятно, что такая практика имеет предел. Приходится вспомнить и то, что себестоимость добычи газа у нас одна из самых высоких в мире, и причины этого связаны не только с природными и географическими условиями работы газодобытчиков в России. Например, из-за гораздо большей численности работающих, «Газпром» значительно отстает от норвежской «StatoilHydro» по уровню и темпам роста производительности труда. В 2009 г. с января по апрель добыча газа в России рухнула более чем 17,1%. При этом, если симптомы стагнации в добыче нефти проявились еще четыре года назад, то столь серьезное падение газодобычи — явление новое.
|