Что же касается немецких предприятий, то в 2008 году объемы производства пластмасс сократились на 2,2% по сравнению с 2007 годом, т.е. до уровня 20 миллионов тонн. Таким образом, совокупный оборот в 2008 году снизился на 1% от уровня предыдущего года, составив 23 миллиарда евро. Сокращение только за ноябрь и декабрь 2008 года составило 23% и 29% от уровня соответствующих месяцев предыдущего года. И даже, несмотря на стабилизацию объемов заказов в течение 2009 года, в целом отраслевые производители отработали в минус. Потребление в Европе: небольшое снижение вслед за рекордным годом По оценкам Ассоциации PlasticsEurope, совокупное потребление полимеров в 2008 году составило порядка 48,5 миллионов тонн. Это означает, что по сравнению с сезоном 2007, данный показатель снизился на 7,5%. Британское агентство маркетинговых исследований Applied Market Information (AMI) в своем исследовании рынка термопластов подсчитало, что снижение в 2008 году достигло 8% по сравнению с 2007 годом. Совокупный спрос на термо-пласты в Европе оценивается сегодня лишь в 38 миллионов тонн. Аналитики рынка утвер-ждают, что и в 2009 году снижение спроса на полимеры продолжилось. Таким образом, от-носительно 2009 года реалистичными выглядят прогнозы о 4%-ном снижении потребления пластмасс в Европе. Согласно предварительным прогнозам, ВВП 27 стран ЕвроСоюза в 2009 году сократится на 4%. Именно поэтому британские аналитики рынка не рассчитывают на быстрое восстанов-ление индустрии пластмасс. В 2010 году, по сегодняшним оценкам, ожидается умеренный рост от 1 до 2%, в особенности учитывая тот факт, что производители снова начали загру-жать мощности. На 2011 и 2012 год Ассоциация AMI прогнозирует прирост в размере от 2 до 3%. И, по мнению специалистов AMI, очевидно лишь к 2013 году рынок полимеров сможет компенсировать падение 2008 года. Потребительская статистика Западной Европы в 2008 году от PlasticsEurope свидетельствует о лидерстве Германии и Италии с объемами 11,6 миллионов тонн и 7,6 миллионов тонн соответственно. Именно эти страны обеспечивают порядка 40% общеевропейского потребления пластмасс, далее следуют Франция, Испания и Великобритания. Среди восточноевропейских стран, прежде всего, стоит выделить Польшу, потребление которой достигает 2,55 миллионов тонн, Чешскую Республику с 1,05 миллионами тонн, а так же Венгрию, аналогичный показатель которой составил 0,84 миллионов тонн. Упаковочная индустрия является крупнейшим заказчиком, потребляя 38% всех разновидно-стей пластмасс, за ней с долей 21% следует строительная отрасль. Далее в списке - авто-мобильная промышленность с 8%-ной долей, а так же индустрия электроники с 6%. Сово-купное потребление других отраслей – заказчиков, например, мебельной промышленности, медицинской отрасли и индустрии бытовых приборов, включая товары для спорта и отдыха, а так же сельского хозяйства, в 2008 году составило 28%. Доля утилизации пластиковых отходов в Европе в 2008 году составила 51,3%, что на 1,3% выше, чем в предшествующем году. При этом необходимо учитывать, что в разных странах ситуация различна. В среднем процентное соотношение утилизируемых материалов со-ставляет 21,3%, а энергопереработка 30%. Вместе со Швейцарией, Данией, Германией, Швецией, Бельгией, Австрией, Нидерландами и Норвегией девяти из 27 странам ЕвроСоюза удалось довести данный показатель до более 80%. По данным PlasticsEurope, именно благодаря увеличению степени переработки, объемы депонируемых отходов остались неизменными. Благодаря этому удалось уйти от взаимозависимости процессов экономического роста и накопления пластиковых отходов. Таким образом, в 2008 году объемы пластиковых отходов в Западной Европе составили 24,9 миллионов тонн. В 2005 году среднестатистическое потребление пластмасс в Европе составило 100 кг. В перспективе до 2015 года потребление может увеличиться до 140 кг. Однако максимальным потенциалом роста обладают стремительно развивающиеся азиатские государства. Ведь потребление в этих странах до 2015 года с сегодняшних 20 кг на душу населения должно вырасти на 90% до 36 кг. Долгие годы производители пластмасс специализировались на определенной категории продукции или на таких продуктах, которые можно производить централизованно, в про-мышленных масштабах и недорого. Так, на крупных рынках, в том числе и на новых рынках Азии, возникли обширные мощности, которые должны были покрывать растущий спрос. Однако в ходе финансово- экономического кризиса сотни производственных установок и даже целые промышленные комплексы были остановлены временно или полностью. Нередко отключались и сверхэкономичные установки World-scale. Тем временем, постоянно расширяются процессы консолидирования и/или переориентировки бизнеса отдельных производителей. В середине 2008 года насущные экономические проблемы привели к тому, что некоторые отраслевые мега- сделки зачастую переносились, откладывались или вовсе срывались. Тем не менее, развитие отрасли не прекращалось: так, например, концерн BASF на протяжении многих лет занимался поиском заказчиков, заинтересованных в его продукции из полистирола. Нефтедобывающие концерны Ближнего Востока усиливают свою интеграцию в производство полимеров – как за счет дальнейшего расширения локального производства- например, в Саудовской Аравии и Иране, так и благодаря сотрудничеству с глобальными игроками отрасли, или за счет привлечения крупных поставщиков. Особенно красноречивый пример - миллиардная сделка Sabic по приобретению GE Plastics и его последующая интеграция в состав саудовского концерна под названием Sabic Innovative Plastics. Привлекательные цены на полимеры Вследствие глобального экономического кризиса заметно просели биржевые котировки материалов стандартного спектра, таких, как PE, PP, PVC, PS и PET. В течение долгих лет европейский ценовой индекс „Plastixx ST“, введенный немецким информационным отраслевым издательством, неуклонно рос, достигнув в августе 2008 года своего абсолютного максимума в 2.250 пунктов. Однако в течение пяти месяцев он стремительно упал на 1.000 пунктов, восстановившись к концу 2008 года лишь до уровня 1.250 пунктов. В сезоне 2009 он вырос до 1.600 пунктов, сравнявшись с показателем 2005 года. Котировки таких технических полимеров, как ABS, PA, PC, PMMA, POM и PBT лишь в небольшой степени просели в связи с кризисом, уступая сегодня только несколько процентов среднему значению за прошедшие пять лет. Растущая роль дистрибьютеров и переработчиков За последние несколько лет в своей работе на рынке дистрибьютеры пластмасс стали все более смело применять оригинальные бизнес- стратегии. Многие крупные компании столь расширили собственные портфолио за счет дополнительных разновидностей продукции от других производителей, что сегодня могут предоставить переработчикам пластмасс полный аасортимент из одних рук. Наряду с классической дистрибуцией и мелкооптовой торговлей, которыми они занимаются по заказу крупных производителей пластмасс, многие разработали собственное портфолио на основе компаундов и специальных сортов продукции, стремясь дополнить спектр стандартной продукции своих крупных торговых партнеров. Многочисленные переработчики, которые специализируются на модификации только базо-вых полимеров, на отдельных сферах применения или определенных спецификациях пла-стмасс, стремятся существенно дистанцироваться от конкурентов, внедряя модифициро-ванные разновидности материалов, а так же предлагая широкий спектр сопутствующих ус-луг. Уход многих производителей пластмасс от узкой специализации, а так же концентрация на стандартном ассортименте, приносящем максимальную прибыль, идет на пользу им самим, а так же дистрибьютерам с собственной программой поставок. |