За полтора века, минувших с момента появления первой фабрики, компания создала миллионы продуктов, без которых современная жизнь просто немыслима, — начиная с минеральных удобрений и автомобильного топлива и заканчивая водоотталкивающим покрытием для обуви. Без ученых, инженеров и технологов BASF пластиковые окна и женские чулки могли появиться лет на пятьдесят позже, а, скажем, половина нынешних «зеленых» технологий — не появиться совсем. Химия ради жизни — ключевой мотив работы BASF. Банальное, но на практике нечасто встречающееся в бизнесе стремление сделать человечество лучше принесло потрясающие плоды. Само собой, нужно приплюсовать к нему предпринимательскую хватку, целеустремленность и определенную долю везения. Результаты говорят сами за себя: безоговорочное лидерство в химической отрасли, оборот в 62 млрд евро за 2008 год и 97 тысяч сотрудников по всему миру. В миссии компании прописана нацеленность на то, чтобы создавать будущее вместе со своими клиентами и партнерами «здесь и сейчас». Патетическими фразами дело не ограничивается. Более трети инвестиций в научные исследования (свыше 250 млн евро за последние два года) приходится на разработки по повышению энергетической эффективности, защите климата, сохранению ресурсов и созданию возобновляемого сырья. Сотни миллионов выделяются на нано- и биотехнологические разработки. Новые текстильные и теплоизоляционные материалы, продукты для автомобилестроения, обогащенные витаминами корма для животных, растения, устойчивые к стрессу и негативному воздействию окружающей среды — это далеко не полный перечень того, над чем работают специалисты в лабораториях немецкого концерна. Справедливости ради стоит добавить, что на исследования инновационных технологий в BASF не скупились никогда. Пожалуй, самый колоритный пример связан с промышленным синтезом краски индиго в конце девятнадцатого века, в который компания вложила 18 млн золотых марок, что тогда превышало ее собственный капитал. В то время подобные действия расценивались не иначе как финансовые авантюры — впрочем, основатель будущего гиганта химпрома и тогдашний руководитель компании Фридрих Энгельхорн, игрок по натуре, прославился именно своим талантом ввязываться в авантюры, которые завершались благополучно. Бизнесмен и диверсант Родоначальник знаменитой династии миллионеров Фридрих Энгельхорн умудрился к сорока годам стать настоящим промышленным магнатом, хотя в юности был всего лишь подмастерьем у ювелира. В те годы он получил первые знания в области прикладной химии, однако всерьез заниматься поделками из драгметаллов и камней не торопился. Вместо этого он отправился в путешествие по Европе, желая набраться впечатлений и жизненного опыта. Вернувшись в родной город Мангейм, юноша взялся за осуществление задумки, которую подсмотрел в европейских столицах: открыл фабрику газового света, повсеместно заменяющего тусклые масляные фонари. Вскоре все уличные фонари города питались от газа, производимого Энгельхорном. Тому способствовал особый контракт с администрацией города — Энгельхорн получил его в награду за противоборство повстанцам, участникам революции 1848 года. Удачное вложение в быстрорастущую отрасль привело к тому, что к 1860-м годам вчерашний подмастерье сколотил приличное состояние. Одним из отходов производства светильного газа была каменноугольная смола; вскоре предприимчивый немец наладил из нее производство анилиновых красок. Новая компания по изготовлению красителей была открыта в 1865 году в Людвигсхафене на Рейне. Она получила имя «Баденская анилиновая и содовая фабрика», от которого в наше время осталась лишь аббревиатура BASF. В качестве главного химика был приглашен Генрих Каро, стоявший у истоков технологии создания искусственных красителей. Основными потребителями продукции стали текстильные предприятия: синтетические красители новоиспеченной компании были куда дешевле, ярче и проще в использовании, чем органические. Вся прибыль тратилась на наращивание мощностей и диверсификацию в сегмент неорганической химии, в том числе производство фармакологических препаратов. Компания стремительно набирала вес в отрасли и к новому веку выбилась в число ведущих производителей химикатов в стране. В начале двадцатого столетия газетчики прозвали BASF «величайшим работодателем»: в 1910 году на компанию трудилось свыше восьми тысяч человек, а к 1926-му численность персонала достигла 42 тысяч. Производственные площади в Людвигсхафене занимали более одиннадцати квадратных километров. Американские журналисты, посетившие фабрики компании, так отзывались о трудовой обстановке: «Большое внимание уделяется социальному благополучию рабочих, особенно строительству домов, гигиене и медицинскому уходу». Собственных средств для создания подобной инфраструктуры у компании пока не хватало. Часть открывшихся производственных площадей, медицинских пунктов и санаториев финансировалась негласным картелем, включающим BASF и химико-фармацевтическую компанию Bayer. Еще один картель образовался вокруг их конкурента Hoechst. Соглашения касались ценообразования, разделения сфер влияния, объемов выработки товаров и даже распределения прибыли. Первая мировая война стала для германских промышленников поводом заявить о себе правительству. Оба картеля участвовали в изготовлении необходимого для армии обмундирования, а также модифицировали химическую формулу красителей для производства иприта и боеприпасов. Компания BASF использовала военное время для экономической диверсии против американских конкурентов: до вторжения войск в Германию она продавала в США анилины по демпинговым ценам, подрывая локальных производителей. Еще один не совсем легальный способ воздействия заключался в том, что если покупателю требовался эксклюзивный товар компании BASF, то его вынуждали приобретать целую продуктовую линию. После завершения войны правительство страны настолько «прониклось» возможностями химической отрасли, что предоставило картелям десятилетнюю налоговую отсрочку и щедро профинансировало закупку сырья. В перерыве между мировыми войнами компания занимается исследованием азота и развитием технологии Габера-Боша, которая позволила синтезировать аммиак. Азотные удобрения на основе этой технологии оказали неоценимую помощь в восстановлении сельского хозяйства полуразрушенной и голодающей страны. Несколькими годами позже BASF инвестировала в разработку различных видов топлива, синтетического каучука, лакокрасочных покрытий: из-за бума автомобилестроительной отрасли эти вспомогательные материалы пользовались колоссальным спросом. Уже в 1920-х годах компания задумалась об ограниченности нефтяных ресурсов и занялась процессом гидрогенизации угля. В этот же период была придумана и разработана магнитная лента, а вскоре на выставке в Берлине представили первый в мире магнитофон.
В 1925 году руководители шести крупнейших компаний в индустрии приняли решение о глобальном объединении. Вместо того чтобы спускать деньги на дублирование продуктовых линий и ведение мелких розничных операций, единый концерн мог привлечь инвестиции для всестороннего развития и стать одним из самых влиятельных предприятий Германии. Так и получилось. Сотни производителей, включая Bayer и Hoechst, присоединились к детищу Энгельхорна. Новая корпорация стала называться I.G. Farben; следующие 26 лет BASF значилась ее главным операционным подразделением. На это время штаб-квартира компании переехала во Франкфурт.
|