Революция онлайн Успешное окончание года отнюдь не вскружило голову руководству: наоборот, чтобы достойно шагнуть в новое тысячелетие, компания провела тщательную ревизию своего бизнеса. Главным образом она оказалась связана с информационной составляющей: с течением времени менялись приоритеты, требовался более высокий уровень оперативности, повышались запросы по полноте и корректности информации. Эндрю Пайк, старший вице-президент сектора информационных услуг BASF, так описал наступившую ситуацию: «В наши годы конкурентная сущность химической индустрии радикально изменилась. Неожиданно информационные технологии стали центральной функцией химических компаний». Повышенное внимание к ИТ-сектору понятно и объяснимо. Вплоть до 2001 года информационные отделы различных дочерних предприятий и подразделений BASF не были консолидированы, хотя и достаточно эффективно справлялись с работой на местах. Однако в новом веке концерн решил сделать свои технические наработки и информационные услуги доступными для других организаций, благо материальная и трудовая базы для этого имелись. С такой целью в апреле 2001 года была создана дочерняя компания IT Services — филиал, полностью принадлежащий головной организации. Подразделение объединило всю европейскую информационную инфраструктуру компании и технических специалистов в этой области. Высокая концентрация знаний и опыта позволила BASF быстро стать одним из самых авторитетных провайдеров ИТ-услуг на рынке Европы. Сегодня в этом подразделении работает свыше 2 300 служащих, которые осуществляют поддержку сети, объединяющей около двух тысяч серверов и 60 тысяч пользователей в 280 точках по всей Европе. В последние годы отделение начало развиваться и в Северной Америке. Разработка и стандартизация информационных технологий проводится как для новых, внешних клиентов, так и для нужд самой компании BASF. Предложения касаются готовых продуктов и индивидуальных решений. Основные продукты BASF IT Services включают инновационные решения и прикладные программы в области электронной коммерции, ERP-систем и систем управления людскими ресурсами, офисной технической поддержки, консалтинга, систем хранения и защиты данных. Их разработка осуществляется при поддержке стратегических партнеров SAP и Hewlett Packard. В 2008 году BASF IT Services заработала около 412 млн евро, причем 12% продаж пришлись на клиентов, не входящих в группу компаний BASF. 2001 год ознаменовался еще одним важным событием: BASF вышла на перспективный рынок электронной коммерции, открыв собственный торговый портал химикатов WorldAccount на одиннадцати языках мира и осуществляя продажи через открытые электронные рынки и площадки — например, Omnexus и Elemica. Торговля ведется круглосуточно и круглогодично. В первый год доля онлайновых продаж достигла 10%, к 2005 году она выросла вдвое, а к 2007-му перевалила за треть всех продаж. В 2008 году объем продаж BASF через электронные рынки составил более 14 млрд евро. По словам Герберта Фиша, руководителя подразделения E-Solutions концерна BASF, электронный бизнес сегодня является не просто технической обработкой сделок: «Мы больше не называем торговые сделки через Интернет электронной коммерцией, для нас это электронные решения. Они дают хорошую возможность для повышения эффективности процессов и укрепления взаимодействия с клиентами и поставщиками благодаря решениям, разработанным с учетом их требований». Еще одним аргументом в пользу электронного бизнеса Фиш называет освобождение кадровых ресурсов для личного взаимодействия с клиентами и разработки будущих продуктов. Что касается организации внутреннего информационного пространства, BASF выделяет четыре традиционных направления работы: поддержка прикладных программ, поддержка клиентов, администрирование и контроль, а также поддержка инфраструктуры. Большое внимание уделяется обучению технических специалистов, в том числе проведению симуляционных бизнес-игр. Первая такая игра «Танго» была проведена еще в 2000 году. «Айтишники» не только расширяют сферу своей компетенции, получая теоретические знания в области экономики, но и на практике учатся оценивать эффективность различных процессов, планировать, работать в команде, анализировать рынок. В компании стремятся максимально расширить функциональность ИТ-специалистов, чтобы решать текущие вопросы без привлечения других отделов. В 2008 году компания представила новую модель информационных решений, получившую название «жизненный цикл информационной технологии». Осуществляя единым комплексом все операции, связанные с решением проблемы заказчика, от консультирования и планирования до разработки, внедрения и контроля, провайдер теперь может действовать более быстро и эффективно. Кроме того, в прошлом году BASF IT Services воплотила в жизнь ряд приоритетных проектов непосредственно для головного концерна. Завершился долгосрочный проект PACE, благодаря которому были скоординированы все продукты SAP, внедрявшиеся в разное время в отделениях компании. Другим успешным проектом стала интеграция подразделения строительных химикатов, образованного после покупки в 2006 году компании Degussa. Предметом особой гордости в BASF IT считают техническую реализацию интранет-портала BASF.net. В минувшем январе новый корпоративный сайт получил награду консалтинговой компании Nielsen Norman за лучший дизайн и интерактивные возможности. Портал дает сотрудникам доступ к ленте новостей компании, списку вакансий и штатных изменений, позволяет осуществлять поиск по регионам и подразделениям. Он также предоставляет возможность персонального редактирования дизайна под индивидуальные запросы пользователя. Каждый день интранет-порталом пользуется около 47 тысяч работников BASF. Ключевые даты 1865 В немецком городке Людвигсхафене открывается Баденская анилиновая и содовая фабрика, производящая красители из каменноугольной смолы. 1897 BASF заканчивает промышленный синтез индиго — недорогого заменителя синей краски, использующегося, среди прочего, для изготовления джинсов. 1925-1952 Во Франкфурте образуется конгломерат I.G. Farben, в который, помимо BASF, входят крупнейшие химические и фармацевтические компании Германии. Во время Второй мировой войны половину мощностей BASF разрушают бомбардировками. После нее компания выделяется в самостоятельное предприятие и начинает восстановление. 1965 BASF запускает аквизицию компаний по производству удобрений, покрытий, лекарств, средств для защиты растений и открывает представительства по всему миру. 1991 Начинает работу экологическая лаборатория BASF. 1992 BASF расширяется на восток: строится первый завод в Нанкине (Китай). 1998 В городе Порт-Артур (Техас, США) строится крупнейшая в мире паровая крекинг-установка. BASF запускает глобальную исследовательскую платформу Plant Science. 2000 Акции BASF начинают продаваться на Нью-Йоркской фондовой бирже (в 2007 году компания прекращает торговлю). BASF продает свой фармацевтический бизнес. 2001 Компания запускает электронную продажу продукции через глобальную платформу WorldAccount и нейтральные электронные рынки. 2003 На должность главы назначен Юрген Хамбрехт. Он запускает стратегическую программу реструктуризации, по которой основной упор делается на повышение уровня сервиса и увеличение инвестиций в область научных исследований и разработок. Дорогу инновациям Обширная программа реструктуризации, стартовавшая в 2001 году, охватила не только сферу информационных технологий, но и все стороны деятельности компании. Как только на горизонте бизнеса замаячили признаки очередной циклической рецессии отрасли, руководство обеспокоилось снижением издержек. Целью программы стало сокращение затрат к концу 2003 года на 1 млрд евро. Реструктуризация коснулась главным образом ключевого производственного комплекса BASF в Людвигсхафене, который объединяет 250 химических заводов и сотни лабораторий. Вместе с тем компания продолжила наращивать присутствие в странах Азии, запустив строительство заводов в Китае, Сингапуре и Малайзии. Тогда же был открыт высокоэффективный завод по производству суперабсорбентов в Бельгии. В 2003 году главу BASF Юргена Штрубе сменил Юрген Хамбрехт, начинавший свою карьеру, как практически все руководители концерна, рядовым химиком. Позднее Штрубе стал председателем наблюдательного совета компании. Хамбрехт, и сегодня стоящий у руля BASF, сразу заявил о себе как об активном, нацеленном на инновации и рост управленце. В интервью, взятом незадолго до его официального назначения на пост председателя правления, он описывает долгосрочный план, основанный на новых технологиях и обращенный на повышение уровня обслуживания и удовлетворения клиентов. Эта стратегия осуществляется в трех аспектах: превосходный сервис, творческое развитие технологий и привлечение кадров, способных новаторски мыслить, а также повышение стоимости капитала компании за счет самой высокой в химической промышленности отдачи с каждого вложенного доллара.
|