NewChemistry: Как переход на альтернативные виды топливных добавок может отразиться на схеме производства? ЗАО Экойл: Если рассматривать схему производства с точки зрения высокотехнологичного оборудования, то она идентична как для МТБЭ, так и для биоэтанола и ЭТБЭ, отличие состоит в исходном сырье (метанол для МТБЭ, этанол для ЭТБЭ), и, следовательно, температурных режимах, что связано с различием температур кипения этанола и метанола. ОАО Ангарская НХК: Переход на новое производство требует только смены сырья, так как технологии для производства МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ одинаковы. Также сложность заключается в том, что этиловый спирт необходимо абсолютировать перед запуском в производство топлив. Смена сырья повлечет увеличение стоимости конечного продукта, так как этанол гораздо дороже метанола. ТАМЭ имеет более низкие октановые характеристики и более высокую температуру кипения, чем МТБЭ, однако использование ТАМЭ наряду с МТБЭ желательно для создания хорошего ассортимента бензиновых марок. ОАО Нижникамск-нефтехим: Метанол легче, чем этанол, поэтому выкипание паров этанола из ЭТБЭ существенно меньше, чем метанола из МТБЭ. С этим связана экологическая проблема, встающая при использовании МТБЭ, так как метанол более ядовит, чем этанол. Методы получения метанола и этанола различны. Метанол синтезируется из природных ископаемых, а этанол производится из растительного сырья, что по себестоимости выходит дороже. Это влияет на цену конечного продукта – ЭТБЭ получается дороже, чем МТБЭ. Необходимо искать новые пути получения этанола - не из растительного сырья, а из отходов производств, например - из жмыха, оставшегося от прессования семечек подсолнечника при производстве растительного масла, из отходов древесины. NewChemistry: Как вы охарактеризуете мощность производства МТБЭ на своем предприятии в 2009 году? И наблюдалось ли снижение производимого объема по сравнению с 2008-м годом? ЗАО Сибур-Химром: В 2009 году производство снизилось на 6%. За год было произведено порядка 30 тыс.тонн МТБЭ. Предприятие не планирует в ближайшие 5 лет расширять мощности для выпуска МТБЭ. Сейчас они загружены на 90-100%. ЗАО Экойл: Компания намерена увеличивать мощности предприятия, так как загруженность сейчас составляет только 80%. ОАО Слафнефть-Янос: За последнее время объемы производства предприятия не менялись и находились на уровне 30-35 тыс.тонн при загрузке мощностей на 90-100%. Тальяттикаучук: Производство загружено на 90% и хорошо сбалансировано, производительность – 40 тыс тонн в год. Уровень производства в 2009 году не изменился по сравнению с 2008 годом. Большую долю потребления составляет Российский рынок и частично – экспорт. ЗАО Стерлитамакский НХЗ: Производительность – 40 тыс. тонн в год. Производство в 2009 году осталось на том же уровне, что и в 2008 годом. Недостаток сырья и спад спроса на продукт в зависимости от сезона сказываются на загруженности мощностей (80%). ОАО Ангарская НХК: Производство МТБЭ имеет примерно одинаковый уровень производства в 2008-2009гг. и составляет примерно 6-7 тыс. тонн в год. ОАО Каучук (Сибур): Наблюдается увеличение производства МТБЭ с каждым годом. Планируется расширение производства. Мощность 140 тыс. тонн в год, загруженность около 100%. ОАО Нижникамск-нефтехим: Первое предприятие в России, запустившее производство МТБЭ. Сейчас выпускают МТБЭ в ограниченных объемах в целях экономии сырья (примерно 40 тыс. тонн в год). Производство сконцентрировано на выпуске изопрена и полиизопрена, требующее ту же сырьевую базу, что и для выпуска МТБЭ (метанол и изобутилен), но расходующее это сырье в меньших количествах и дающее большую прибыль. Также ведется производство аналога ЭТБЭ из отходов производства, называемый КАТ (компонент автомобильного топлива). NewChemistry: Как скажется норма технического регламента на производство МТБЭ в России? ЗАО Экойл: Норма технического регламента на топливо, скорее всего, не коснется предприятий, выпускающих МТБЭ, так как они являются поставщиками добавки к моторным топливам. В большей степени это затронет компании, изготавливающие бензин как конечный продукт. ОАО Слафнефть-Янос: Норма технического регламента на топливо не коснется конкретно МТБЭ, а некоторые марки бензина, например 80, 92, в которых такая добавка как МТБЭ необходима. Главная проблема МТБЭ связана с его вредом для экологии. А технический регламент должен затронуть бензины. ОАО Уралоргсинтез (Сибур): Норма технического регламента не повлияет на производство МТБЭ. Так как без такой добавки невозможно сделать качественный бензин, МТБЭ все равно будут добавлять, даже если и утвердят меньшее его количество в составе бензинов. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России». Ляпина Ольга www.newchemistry.ru |