Украинским же НПЗ сырье достается с полным объемом пошлины, поэтому они не могут на равных конкурировать с производителями импортных топлив. В январе 2011 г. ситуация для отечественных переработчиков становится практически безвыходной: в соответствии с Соглашением о формировании Единого экономического пространства все НПЗ стран-участниц Таможенного союза оказываются в условиях российских, т.е. получают нефть без пошлин. Публичные оценки говорят о том, что такое решение позволит привлечь, к примеру, в экономику Беларуси только на протяжении текущего года как минимум $4 млрд (!). Такой суммы хватило бы для коренной модернизации всех украинских НПЗ и приведения их производств к европейским стандартам. Здесь и в целом по тексту я привожу пример Беларуси исключительно для наглядности значимости фактора Таможенного союза. В рамках этого образования его участники субсидируют свои отрасли и за счет этого проводят активную модернизацию своих НПЗ, а украинские заводы несут убытки и не могут аккумулировать средства для технического усовершенствования. ТНК-ВР вложила в Лисичанский НПЗ более полумиллиарда долларов и готова вложить еще столько же, чтобы вывести завод в число лидеров европейского уровня. Предприятие уже полностью перешло на производство дизельного топлива по Евро-4 (а до трети объемов ДТ может производить и по Евро-5) и готово к выпуску бензинов по Евро-4. Однако это требует дополнительных затрат, которые убыточное производство себе не может позволить. Переоценка стоимости украинских активов ТНК-ВР привела к списанию за девять месяцев 2010 г. $127 млн в стоимости нематериальных активов ТНК-ВР. Несмотря на это, акционеры вложили в завод в прошлом году более $90 млн. Но продолжаться так не может. Бизнес должен приносить акционерам прибыль, иначе какой смысл во вложениях? В нынешних условиях инвестиции в модернизацию НПЗ в Украине не имеют экономической логики. Преимущество уже упомянутых белорусских НПЗ перед украинскими на корзине нефтепродуктов, по нашим подсчетам, сегодня превышает $130 на тонну светлых нефтепродуктов и будет колебаться в зависимости от величины пошлин на нефть и нефтепродукты. При этом тот же Мозырский НПЗ к центру страны расположен ближе Лисичанского. Имея такой материальный «задел» и логистику, можно торговать по стабильно более низким ценам, оставляя украинские заводы на мели. И пусть никого не тешит иллюзия, что цены нефтепродуктов из стран – участниц Таможенного союза и от украинских заводов сегодня приблизительно равны. Кто сказал, что волк не съест овцу просто потому, что он сегодня сыт? Для меня очевидно то, что ни один отечественный НПЗ не выдержит такой конкуренции. Как и то, что это нерыночная ситуация. Если не выровнять условия работы для всех участников рынка нефти и нефтепродуктов, то в 2011 г. Украина рискует стать полностью зависимой от внешних поставок. В этом случае обеспечение украинского рынка нефтепродуктов будет происходить по остаточному принципу, а государство утратит контроль над стратегическим сектором экономики и потеряет нефтеперерабатывающую отрасль как таковую. Как остановка нефтезаводов отразится на торговом и платежном балансах страны, а, следовательно, и на курсе гривны? Что будет с ценами на заправках? И будет ли там топливо вообще, если, к примеру, на время посевной или уборочной кампаний экспорт будет ограничен? Время собирать камни ТНК-ВР никогда не оставалась в стороне от острых отраслевых проблем и всегда являлась активным участником их разрешения с пользой для страны и компании. Мы не могли сидеть сложа руки и в нынешней ситуации, поэтому мне непонятно, почему участие компании в коллективном обращении заводов к профильному министру вызвало удивление некоторых экспертов. Никаких противоречий в том, что российско-британская компания выступает за введение пошлин, нет. Хочу подчеркнуть, что в первую очередь ТНК-ВР в Украине – украинская компания, которая ведет социально ответственную деятельность в стране и платит здесь все налоги. Только за последние пять лет в бюджет Украины перечислено порядка $3,5 млрд., а на социальные, экологические и энергосберегающие проекты направлено около $100 млн. В Украине компания создает пять тысяч рабочих мест, не считая подрядных организаций. Кто из импортеров может предъявить стране такой же результат? Особенно ярко он контрастирует на фоне использования некоторыми участниками «серых» схем импорта топлива, в частности, через уже ставшую легендарной компанию «Ливела». По данным Антимонопольного комитета Украины, за август-декабрь 2010 г. использование этих схем привело к убыткам для государства в размере около 3 млрд грн. Мы не исповедуем такой «стиль работы» и заинтересованы в равных, прозрачных, стабильных правилах игры. Преференциальное ценообразование на российскую нефть деформирует конкурентное поле и нивелирует эффективность нашего ключевого актива – Лисичанского НПЗ. Начало полномасштабного функционирования Единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана ставит под вопрос само существование украинской нефтеперерабатывающей отрасли. Отрицательная экономика переработки нефти в Украине в ближайшее время закроет оставшиеся в строю НПЗ. Хочу сказать с предельной откровенностью: если ситуация не изменится, то уже в первом квартале текущего года убытки остановят Лисичанский НПЗ. Введение пошлин – вопрос жизни и смерти для украинских нефтепереработчиков. Мы не призываем правительство Украины к введению заградительных пошлин по отношению к европейским производителям, мы против такого подхода. Но, с другой стороны, при текущем преимуществе по стоимости сырья российских, белорусских и казахстанских НПЗ через очень короткий промежуток времени европейских и украинских нефтепродуктов здесь не будет. Наша солидарность с другими украинскими производителями нефтепродуктов и обращение в Минэнерго не исключает обсуждения с европейскими коллегами путей выхода из сложившейся ситуации с учетом обязательств Украины в рамках ВТО. Такой диалог сегодня активно ведется. Установление защитных мер против субсидиарных рынков регулярно применяется в международной торговле, и мы рассчитываем, что удастся найти приемлемое для всех решение. Работая в равных условиях, украинские НПЗ смогут наконец провести модернизацию и выйти на уровень не только заводов из стран-участниц Таможенного союза, но и европейских предприятий. В противном случае находящаяся вот уже несколько лет в коматозном состоянии нефтеперерабатывающая отрасль Украины рискует никогда не восстановиться. Исполнительный директор «ТНК-ВР Коммерс» Феликс Лунев, для «Зеркала недели. Украина» Комментарий к статье: Говорить о существующих проблемах сейчас в Украине стало «модно», когда «петух» уже больно начал клевать все заговорили: НПЗ, трейдеры – импортеры, Правительство страны. Для начала я приведу цитату с своего выступления в Кабинете Министров Украины в феврале 2006 года (премьер-министр Юрий Ехануров).В то время нам приходилось заниматься вопросами производства добавок к бензинам в Украине. Это была системная работа, к которой мы готовились. Для этого я изучил опыт работы Польши в 2004 году в нескольких направления: а) реконструкция польских НПЗ; б) программа внедрения биоэтанола при производстве бензинов на НПЗ Польши; в) экономическая формула ценообразования топлива в Польше. С Т Е Н О Г Р А М А общественных слушаний по вопросам эффективного использования энергоресурсов (8 февраля 2006, Кабинет Министров Украины)
«Евгений Пущик: Юрий Иванович, я готов к дискуссии. Я готов к дискуссии, но я хочу Вам сказать, как поступила в направлении реконструкции НПЗ Европа. В старой Европе более 100 нефтеперерабатывающих заводов. И в среднем в завод инвестировано - 250 млн. долларов, за последние три года (1996-1999 г.г.). Из этой суммы: 15% - это реконструкция старых технологий, 60% - это новые технологии (алкилирования изомеризации и др.) и 20% - использование кислородсодержащих добавок. Кислородсодержащие добавки, которые добавляются в бензин, в первую очередь для повышения детонационной стойкости, способствуют также, что не мало важно, уменьшению содержания ароматических углеводородов в бензине, уменьшают выбросы СО2 в атмосферу. То есть спирты, эфиры - которые можно производить в Украине. То есть, за счет этих 20% кислородсодержащих добавок, можно решать ряд вопросов. Для этого Вам не нужны большие инвестиции, а мы ищем инвестиции в нефтепереработку. Это те проблемные вопросы, которые просто нужно решать в Украине». Вот Вам и ответы на вопросы, которые теперь ставят все. То есть, в европейские НПЗ, в конце - 90 годов прошлого столетия, инвестировалось около 100 млн. дол. США ежегодно!!! Но, это было другое время, да и 100 млн. дол. 1998 года, это не 500 млн. долларов за десять лет (2000 – 2010 г.г.), о которых говорит господин Феликс Лунев. Вы можете себе представить, что такой гигант, как ТНК –ВР за десять лет вкладывал в НПЗ Лисичанск по 50 млн. дол. США ежегодно, а, например, группа ORLEN в НПЗ Плоцк вкладывала по - 100 млн. долларов ежегодно в конце 90 годов. Вот Вам и ответы на все вопросы. Конечно мне понятны волнения ТНК – ВР, по сколько – они да и пожалуй «Лукойл» это единственные из хозяев, которые инвестировали в свои НПЗ. В ситуации, что сложилась в Украине – в первую очередь виновата ВЛАСТЬ, которая продала НПЗ и не контролировала исполнение взятых обязательств новыми хозяевами украинских НПЗ. Вопрос – что делать? Да действительно это проблема! Во-первых, уже давно нужно было садиться за стол всем вместе: ВЛАСТЬ, НПЗ, импортеры – привлечь экспертов, которые что-то понимают в этих процессах, и написать реальную программу!!! А, во-вторых, - стоит ли для страны, в которой на рынке «главную роль» играет некая «Ливела», а не Законы Украины – писать программы? Евгений Пущик – инженер. |