При пересмотре Патентного закона 1959 г. и принятии системы патентования химических соединений японское правительство проявило чрезвычайную осторожность. В 1958 г. Лиссабонская конференция по пересмотру Парижской конвенции рекомендовала ряду стран изучить возможность предоставления патентной охраны новым химическим соединениям независимо от способа получения. При частичном пересмотре в 1970 г. Патентного закона в Японии патентование химических соединений не было предусмотрено. В том же году был проведен новый опрос фирм, большинство опрошенных высказалось за принятие системы. В 1971 г. была образована специальная группа из представителей Патентного ведомства, Патентной ассоциации и Ассоциации химической промышленности, которая посетила США и европейские страны, где она подробно изучила состояние и проблемы системы патентования химических и лечебных веществ с целью получения информации, необходимой для принятия подобной системы в Японии. В 1973 г. было представлено заключение о необходимости принятия такой системы, а в 1975 г. на голосование в парламент был вынесен соответствующий законопроект. Закон был принят 25 июня 1975 г. и вступил в силу с 1 января 1976 г. В работе [3] анализируются права владельца более позднего патента по отношению к владельцу более раннего патента и наоборот, а также освещаются предпосылки и последствия введения в Японии системы патентования химических соединений. Ниже приводятся некоторые из них. 1. Взаимосвязь между патентами на способ и применение, с одной стороны, и патентами на химическое соединение - с другой. 2. Взаимосвязь с ценами на товар. Цена на товар является функцией промышленной и финансовой политики правительства. Патентная охрана влияет на цену, но не является доминирующим фактором. Например, международная система цен на лекарства такова, что в странах, в которых химические и, в частности, лекарственные химические соединения охраняются, цены не выше, чем в странах, в которых этой охраны нет. Цена, превышающая оптимальный уровень, может быть урегулирована путем выдачи принудительных лицензий. 3. Взаимосвязь с монополией на продукты. При возникновении монополии на осуществление запатентованного соединения, сопровождающейся завышенными ценами и неудовлетворительным спросом, предоставляется возможность выдачи принудительных лицензий. Министерство здравоохранения и благосостояния может потребовать от фирмы обеспечить контроль за насыщенностью рынка достаточным количеством лекарственного препарата. 4. Стимулирование заинтересованности в проведении исследований и разработок. Было признано, что система патентования химических соединений и лекарственных препаратов является наиболее эффективным средством для обеспечения заинтересованности фирм в привлечении ученых для проведения исследований. 5. Состояние вопроса после введения системы патентования химических соединений. Приводятся данные, подтверждающие, что исследования и разработки максимально направлены на создание новых химических веществ. Однако тот факт, что заявки на способы получения химических соединений все еще составляют 23 процента от общего числа заявок, свидетельствует о том, что патенты на способ все еще имеют важное значение, и исследования и разработки, направленные на совершенствование способов, не утратили своей актуальности. 6. Монополия на увеличение количества товаров и цен. В Японии, как и в ФРГ, не последовало реального повышения цен вследствие введения системы патентования химических соединений, так как Министерство здравоохранения и благосостояния административно регулирует цены на лекарственные препараты. В частности, оно проверяет на основе обоснованных критериев цены на клинические эквивалентные лекарственные препараты. На рынке фармацевтических товаров в Японии не отмечено отрицательного влияния монополии: большое разнообразие препаратов для лечения или профилактики одной и той же болезни дает возможность выбора желаемого лекарства из множества предлагаемых. С еще большей осторожностью, чем в Японии, вводили защиту химических соединений в Германии, которая прошла длинный путь накопления теоретических и практических результатов от "косвенной" защиты в 1891 г. до прямой, ограниченной назначением в 1968 г., и до абсолютной в 1972 г. За этот период немецкие патентоведы создали такие искусственные правовые конструкции, как "способ-аналог", посвятив им множество публикаций. При этом патентно-правовые нормы в химии диктовались химическими фирмами Германии, осознающими, какие последствия для химической промышленности того времени может иметь введение абсолютной защиты химических соединений. До сих пор в патентоведческой литературе обсуждаются вопросы, связанные с различными формами защиты химических соединений и их сочетаниями в одном патенте, т.е. постоянно совершенствуется процесс патентования в химии как в теории, так и при обсуждении судебной практики. |