Пока едем до Питера, по пути попадаются еще три такие АЗС. Что интересно: когда шли туда, их не было. – А они обычно часов после четырех на трассу выруливают, – объясняют мне. – До этого, должно быть, где-то грузятся. А вот это еще интереснее: на одной из стоянок большегрузных машин в сторонке примостилась «Газелька». С виду ничего особенного. Однако и около нее толпятся водители. – Чье-то ноу-хау, – говорят мои спутники. – Конечно, в нее можно емкость объемом только около одного куба разместить. Зато такая машина способна за день несколько раз смотаться туда, где ее заполняют. В итоге не меньше, чем бензовоз, получится. Зато и засечь ее сложнее. Во-первых, кто подумает, что с «Газели» топливом торгуют? А во-вторых, она может следующий раз в другом месте остановиться. Вот представь: мы ее засекли. Пока сообщили в Питер, пока там связались, допустим, с ОБЭПом. Милиция приезжает, а машины и след простыл. Этим «бизнесом» неглупые люди командуют... Мировые цены подкачали Проблема «черного» рынка топлива памятна с 1990-х годов. На этапе становления товарно-денежных отношений в России кто только не пытался подобным образом зарабатывать. Но потом ситуация изменилась: в стране сформировался крупный легальный бизнес. Но при этом из-за роста мировых цен на нефть ее в больших объемах качали за границу. Того, что оставалось, только-только хватало на удовлетворение потребностей официальных продавцов топлива. Мелкие партии (а именно они нужны «автозаправкам на колесах») было просто негде взять. И «черный» бизнес на бензиновом рынке почти сошел на нет. Однако с осени 2008 года ожил. Как только цены на нефть упали, ее потоки повернули на внутренний рынок. Дефицит сменился избытком. Ну а кроме того, люди опять вспомнили об экономии. Чего бы не заплатить рубля на три дешевле? Правда, те, у кого машины дорогие, моторы свои берегут и неизвестно чем заправляться не будут. Потому, наверное, бензовозы пока не замечены на шоссе «Скандинавия». На этом направлении всякие импортные грузовики ходят. Да и до границы недалеко: заправился в Петербурге – до Финляндии хватит. Другое дело на московском направлении. До Первопрестольной все равно еще раз заправляться придется. Да и транспорт здесь не такой навороченный. Еще хуже дело обстоит по дороге на Псков и в Белоруссию. Грузопоток здесь в последнее время растет, особенно в связи с возросшим импортом продовольствия из братской республики и Польши. А работают тут в значительной мере старые отечественные грузовики, которые на чем хочешь поедут. Некоторые эксперты считают: каждая четвертая грузовая машина сейчас пользуется услугами «черного» рынка. А он разнообразен. Тут не только левое топливо. Ни для кого не секрет, что на трассе можно купить, к примеру, поддельные чеки топливных операторов. Ведь для чего водитель приобретает левый бензин? Для того, чтобы выиграть в деньгах. Но это значит, что ему нужно где-то взять чеки с АЗС, на которых будет проставлена другая цена – больше, чем он заплатил. Тот же чек – считают, очевидно, шоферы, – может защитить их, если двигатель после заправки его левым дизтопливом перестанет работать. Всегда можно сослаться, что это на АЗС бензин был плохой. И вот вдоль трасс стоит масса умельцев, которые такие чеки продают. Игра на понижение? Специалисты компаний – операторов топливного рынка насчитали около десятка бензовозов, стоящих ежедневно на Кольцевой автодороге. Вдоль московской и псковской трасс торгуют примерно через каждые 70 км. Плюс десяток «Газелей». – С каждого бензовоза может заправиться восемь – десять фур, – говорит Олег Ашихмин. – На каждой машине левый продавец зарабатывает по сравнению с легальной бензозаправкой на 4 – 5 тыс. рублей больше. При этом стоящая рядом АЗС не зарабатывает вообще ничего. А ведь ее владельцы в отличие от хозяев «черных» бензовозов вкладывали деньги для того, чтобы выполнить правила, установленные законодательством. И налоги платят аккуратно. И вот операторы топливного рынка начали составлять реестр бензозаправок на колесах. Накопленные материалы они планируют передать в правоохранительные органы и антикоррупционную комиссию Ленинградской области (в основном бензовозы стоят на ее территории). Потому что не верят, что те, кому положено следить за соблюдением правил торговли, не замечают регулярно стоящие на одном и том же месте бензовозы. Вообще-то государственные органы должны никак не меньше бизнесменов интересоваться деятельностью «черных» бензовозов. Ведь их владельцы не платят налоги, нарушают правила торговли, не пользуются кассовыми аппаратами (и вообще, по закону, торговать топливом «с колес» нельзя). К тому же на стоянках, где поработал подобный бензовоз, остаются масляные пятна и разливы топлива. То есть про противопожарную и экологическую безопасность говорить не приходится. Кроме того, не стоит забывать, что существует технический регламент «О требованиях к бензину и дизельному топливу». Он провозглашает переход к более экологически чистому горючему. А чем торгуют с бензовозов? Нередко это топливо, полученное из газового конденсата. Ведь на нефтеперерабатывающих заводах даже дизельное топливо второго класса можно производить еще год. Есть в этой проблеме и традиционная для России коррупционная составляющая. Продаваемое «с колес» топливо – далеко не всегда газоконденсатного происхождения. Порой это нормальный продукт, украденный или перепроданный из воинских частей и государственных запасов. Уголовные дела по фактам воровства топлива у нас каждый год исчисляются десятками... Перед посевной, федеральное правительство принимает меры по поддержке сельского хозяйства. Традиционно они включают и помощь в приобретении топлива по льготным ценам. Но где гарантия, что и это топливо не уйдет на «черный» рынок? www.spbvedomosti.ru |