Класс остаточной прочности - это средняя величина остаточной прочности минус стандартное отклонение. Защитой, причём наиболее оптимальной, является надёжное покрытие грунтом или другим дорожно-строительным материалом. Механическая эффективность фильтрации. Считается достаточной, если эффективный диаметр пор находится в диапазоне 0,06 О90W 0,2 мм. При других ситуациях и отклонениях эффективный диаметр должен быть 0,06 О90W 0,4 мм. В нормативы, свод правил, рекомендации в обязательном порядке включены указания по оформлению договора: требования к геосинтетическим материалам, цель использования, объём строительства, объём и виды контроля, условия поставки. Немаловажное значение имеет гарантия качества. Для этих целей служит система исследований на пригодность «продукта», собственный контроль и контрольные проверки. Для специальных продуктов, например, производимых с целью армирования, рекомендуется контроль сторонних организаций. Исследования на пригодность необходимы для доказательства пригодности того или иного материала согласно предусмотренной цели его использования в соответствии с требованиями строительного договора. Необходимо предъявить заказчику результаты исследования до передачи заказа. Исследования на пригодность могут проводиться независимым институтом, имеющим соответствующую технику и персонал, одобренный заказчиком. Все исследования проводятся на отдельных частях проб с учётом типа грунта или другого строительного материала. Собственный контроль - исследования юридического лица, принимающего заказ, или по его поручению (например, собственный контроль производителя), чтобы убедиться, соответствуют ли товарные характеристики «продукта» и готовый результат требованиям договора. Контрольная проверка - это проверка заказчика, который осуществляет контроль на месте строительства в присутствии подрядчика. Заказчик или кто-либо по его поручению своевременно перед началом строительства отбирает пробы «продукта» в присутствии подрядчика. Количество проб зависит от занимаемой площади и устанавливается заказчиком. Из числа других немецких документов следует отметить рекомендации для проектирования и расчёта параметров земляных сооружений с геосинтетическими искусственными материалами. Из более ранних публикаций заслуживают внимания справочник по геотекстильным материалам и «Геотекстильные материалы: требования к функциям (разделение, фильтрация, дренаж)», которые разработаны объединением швейцарских дорожных специалистов (1991 г.). Далее кратко остановимся на таком фундаментальном документе, как Британский стандарт ВS 8006 «Свод правил по армированию грунтов естественного залегания и насыпных грунтов». Этот стандарт включает правила и требования ко всем видам армирования, в том числе и при использовании геосинтетики. В нём содержатся материалы, которые предназначены как для информации, так и для практического руководства. Причём они дают возможность разрабатывать практические рекомендации на достаточно высоком профессиональном уровне. Британский стандарт реализует опыт инженеров, длительно работавших в области проектирования и строительства армогрунтовых сооружений, и предназначен для специалистов с определённым знанием предмета в качестве основы для проектирования подобных конструкций. Этот стандарт в наибольшей степени отражает взаимосвязь между геотехникой, механикой грунтов и требованиями к современной геосинтетике. Стандарт разработан из принципов предельных состояний, а основные рекомендации сформулированы на основе запасов прочности с использованием соответствующих коэффициентов запаса материалов и нагружения для различных случаев использования геосинтетики и проектирования сооружений. В последние годы Британский стандарт нашёл своё применение и в отечественной практике, например, при разработке проектных решений по конструкциям земляного полотна для КАД вокруг Санкт-Петербурга. В других странах Европы, таких, как Италия, Финляндия, Франция, этот документ в той или иной степени принят в качестве основополагающего при расчётах, конструировании, организации работ и разработке технологических регламентов для армогрунтовых сооружений. Как следует из краткого анализа в области зарубежных нормативных документов, в ближайшее время должны появиться документы Объединённой Европы, гармонизированные на основе, прежде, всего немецких норм, а также Британского стандарта, французских, итальянских и, возможно, швейцарских разработок по данному вопросу. Отечественная практика отстаёт в этом направлении довольно существенно. Нормативная база, хотя бы в рамках отдельного свода правил по использованию геосинтетических материалов для дорожного строительства, в настоящее время отсутствует. Поэтому в ближайшее время, возможно, встанет вопрос о принятии европейских норм (Еврокод) с учётом, конечно, особенностей грунтовых и климатических условий России. С другой стороны, подобное решение неизбежно потянет за собой гармонизацию норм для других материалов и, прежде всего, для грунтов. Немецкие «Дины» по геосинтетическим материалам и грунтам чётко корреспондируются между собой. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в отечественной практике всё же есть определённые разрозненные документы, посвящённые отдельным конструктивным и технологическим решениям. К их числу относятся: • нормы по проектированию нефтепромысловых дорог в Западной Сибири, где был использован основной объём геосинтетических материалов, в частности нетканых; • методические рекомендации по строительству автомобильных дорог из грунтов повышенной влажности; • рекомендации по армированию дополнительных слоев из щебёночных материалов с помощью стеклосеток; • рекомендации по использованию базальтовых сеток для армирования асфальтобетонных покрытий; • руководство по укреплению конусов и откосов земляного полотна автомобильных дорог с использованием геосинтетических материалов и металлических сеток. Нельзя здесь не отметить ряд документов, подготовленных и выпущенных Росдорнии в рамках бывшего Минавтодора РСФСР. К ним относятся ВСН 49-86, которые ко времени написания данного обзора перерабатываются, рекомендации по оптимальным конструкциям дорожных одежд с геосинтетическими прослойками, типовые решения по борьбе с пучинами. Этот блок документов разработан для ремонта и содержания автомобильных дорог. В рамках сопровождения проектирования и строительства таких объектов, как реконструкция МКАД, третье транспортное кольцо, МКАД - Кашира, «Дон», «Крым» и ряд других, Союздорнии разработал и передал подрядчикам соответствующие рекомендации для обоснования конкретных проектных решений и новых технологий с использованием геосинтетических материалов различного типа (см. табл. 1). На основе накопленной базы данных по геосинтетическим нетканым материалам, объёмным дренажным композитам Союздорпроект включил геосинтетические материалы в ряд своих Альбомов по типовым решениям, прежде всего связанных с земляным полотном, конструкциями укрепления откосов, дренажными сооружениями, которые действуют и по настоящее время. Анализ объёма отечественных документов в дорожном деле, которые в той или иной степени связаны с использованием геосинтетики и геопластики, показывает, что в них в основном даны общие рекомендации по использованию в конструкциях, а также области применения. Отсутствуют требования, обусловленные характером работы материала в конструкциях, особенно в различных средах дорожных сооружений. Недостаточно определены условия функционирования систем «грунт - геотекстильный материал», «асфальтобетон - геосинтетика (геопластика)». Поскольку первоначальные отечественные документы базировались на необходимости и возможности применения российских материалов, таких, как Дорнит; Каменск-Шахтинского производства из расплава полиамида, Кемеровского производства, а также изготавливаемого в то время в Венгрии - Терфила, то практически все отечественные производители ориентировались на те требования и технические условия, которые были приняты для этих материалов. Появились даже такие термины: типа Дорнит, а для импортных материалов - типа Бидим, что, безусловно, запутывало взаимоотношения между производителями и потребителями. Этот факт в достаточном объёме отражён в разработанных технических условиях на отечественные нетканые геосинтетические материалы. Если рассмотреть блок нормативных документов, соответствующих требований к геосинтетике и геопластике, которые используют производители отечественных материалов, то он весьма скуден. Во-первых, отсутствуют требования к различным типам материалов, исходя из условий, расчетных схем их работы в конструкции при достижении предельных состояний, во-вторых, стандарты на методы испытаний существуют не на все виды, а, кроме того, они в достаточной степени устарели, поскольку вся «стандартная», если можно так выразиться, методология была привязана к другим отраслям, применявшим первоначально тканые и нетканые синтетические материалы. Эти отрасли не были напрямую связаны с дорожным строительством. В связи с этим в последние годы производители стали ориентироваться на зарубежные требования в основном для сплошных геотекстилей и геосеток, а типичными документами, характеризующими выпускаемую продукцию в настоящее время, являются технические условия, которые сами производители составляют, согласовывая с каким-либо одним потребителем, предлагая свою продукцию согласно этим условиям всем остальным потребителям. Следует отметить, что до сих пор отсутствуют технические требования на поставку геосинтетики и геопластики. Резюмируя краткий анализ состояния дел в области нормативно-технической базы, необходимой при использовании геосинтетики и геопластики в дорожном строительстве, можно отметить следующее: 1. Зарубежный опыт представлен значительным объемом документов, начиная со стандартов и кончая отдельными инструкциями. Имеются две группы стандартов и документов - американские и европейские, которые в настоящее время гармонизируются для Объединённой Европы. На их основе выпускаются специальные каталоги по геосинтетике и геопластике. Отдельные фирмы-изготовители различных материалов приводят в своих каталогах их характеристики, требования, области использования, а в некоторых случаях и методики расчетов. Имеются технические условия и требования на поставку и т.д. 2. Отечественная практика характеризуется фрагментарным объемом и номенклатурой документов, которые недостаточно увязаны между собой, в большинстве случаев имеют давний срок издания и лишь в первом приближении могут послужить некоторой приблизительной основой для создания нормативно-технической базы. Вместе с тем, в настоящее время остро ощущается отсутствие нормативной базы в области потребления и производства геосинтетики и геопластики. Такая база, по мнению автора обзора, должна гибко войти в систему нормативных и методических документов дорожного хозяйства. Её разработка должна быть комплексной с участием, как потребителей, так и производителей на основе следующих принципов: • создания общей классификации геосинтетики и геопластики для дорожного строительства с разграничением областей применения и использования различных материалов отечественного и зарубежного производства в дорожных конструкциях; • разработки требований к материалам, исходя из условий их работы в дорожной конструкции, расширения областей применения для изменения существующих технологий, обоснования расчетных данных; • подготовки стандартов и методов на различные виды испытаний геосинтетики и геопластики согласно существующим требованиям с последующим созданием технических условий для их производства; • разработки документов нормативного, инструктивного и методического характера, определяющих технические и технологические принципы работы геосинтетики и геопластики в дорожных конструкциях; • создания типовых проектных решений с использованием геосинтетики и геопластики; • подготовки специальных документов, определяющих условия поставки потребителям отечественных и зарубежных материалов; • объединения всех указанных (и не указанных, т.е. еще не учтенных) позиций в общую систему, гибко согласующуюся с нормативными документами потребителей и производителей; • на основе единой нормативно-технической базы создание системы сертификации отечественных и зарубежных материалов. С анализом российского рынка геосинтетических материалов Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:
Рынок нетканого геотекстиля в России Рынок тканого геотекстиля в России Рынок геосеток из ПЭФ нитей в России Рынок объемных нетканых георешеток в России Рынок геоячеек из полиэтиленовых лент в России Рынок стеклосеток в России www.newchemistry.ru |