Данные: Росстат Из представленных данных видно, что емкость автомобильного рынка долгое время росла опережающими темпами по отношению к емкости наличного парка автомобилей, и можно сделать вывод о превалировании качественного изменения парка над его количественным обновлением. Практически полностью прирост российского рынка легковых автомобилей, по крайней мере на протяжении последних пяти лет, формировался за счет импорта транспортных средств зарубежного производства, что во многом было следствием таможенной политики Правительства РФ. Емкость рынка легковых автомобилей в РФ История таможенного регулирования российского шинного рынка насчитывает несколько этапов, в ходе которых произошла значительная эволюция целей государственной таможенной политики: от простого наполнения бюджета к более тонкому современному решению - сохранению баланса между желанием насытить внутренний спрос на шинную продукцию и стремлением защитить интересы отечественного производителя. Постановлением Правительства РСФСР «О ставках акцизов на отдельные виды товаров» от 26 декабря 1991 г. N74, где для товарной категории «Шины для легковых автомобилей» помимо пошлин был установлен акцизный сбор, равный 30% стоимости, позже отмененный Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1008 . В соответствии с Приказом ГТК России от 22.12.1993 г. N 549 на шины для легковых автомобилей новых устанавливалась пошлина в размере 4 ЭКЮ/кг (от веса товара брутто). В 1994 году, в соответствии с Приказом ГТК России от 20.07.94 N377, таможенные пошлины были скорректированы, и в перечне облагаемых ввозной таможенной пошлиной товаров появилось вместо одной две новые позиции: «Шины пневматические резиновые новые для легковых автомобилей (кроме шин радиальных с металлокордом)» и «Шины радиальные с металлокордом» к легковым автомобилям, с размером ввозных платежей 2.83 ЭКЮ/кг и 2.19 ЭКЮ/кг, соответственно. В редакции Приказа ГТК РФ от 26 апреля 1996 г. N 258 «О ставках ввозных таможенных пошлин» величина ввозной таможенной пошлины на шины для легковых автомобилей составила 25% от таможенной стоимости шины, но не менее 10 ЭКЮ за штуку. Пошлина на новые шины для грузовых автомобилей и автобусов составила в соответствии с данным постановлением 15%. Приказом ГТК РФ от 10.03.2000 N 17 ставка таможенных пошлин на шины для легковых автомобилей была изменена на «25% от таможенной стоимости шины, но не менее 10 евро за штуку», что было связано с введением денежной единицы евро. Постановлением от 30 ноября 2001г N830, Правительством был принят новый Таможенный тариф РФ, в котором величина ввозной таможенной пошлины на шинную продукцию снижалась относительно ее предыдущего уровня. Так, пошлина на шины для легковых автомобилей в рассматриваемой редакции Таможенного тарифа составила 20% от таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 шт. В принципе, такое решение Правительства было закономерным, поскольку отвечало сложившейся к тому времени тенденции роста доли в российском наличном автомобильном парке автомобилей зарубежного производства, использующего шины с типоразмерами, производство которых в то время на территории РФ не было развито. Дальнейшие шаги Правительства в сторону снижения таможенных барьеров для поступления на российский рынок шин зарубежного производства, объяснялись значительным ростом в России парка иностранных транспортных средств, имеющих свою специфику типоразмеров. 1 ноября 2002 года вышло очередное постановление (N792) «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации». Согласно этому постановлению на новые, восстановленные, бывшие в употреблении пневматические резиновые шины и покрышки для легковых автомобилей (Коды ТН ВЭД 4011 10 000 0; 4012 11 000 0; 4012 20 900 0) ставка ввозной пошлины устанавливалась в размере 20% от таможенной стоимости, но не менее 6.2 евро за штуку. Данная ставка таможенной пошлины является действующей по настоящее время. Таким образом, начиная с 90-х годов, таможенные платежи на импортируемые шины постоянно снижались, а развитие отечественного шинного производства шло без предоставления государственной поддержки. В середине 2008 года кризисные явления в экономике привели к резкому падению автомобильного рынка, что стало причиной крайне тяжелого положения отечественной автомобильной промышленности, а смежных с ней отраслей, и, в том числе, производства шинной продукции. Если в течение нескольких предшествующих кризису лет отечественный шинный рынок был одним из лидирующих в мире по темпам развития (в период с 2003 по 2008 год российский шинный рынок более чем на треть увеличился в натуральном выражении и в 1,7 раза в денежном), то по итогам 2009 года его емкость снизилась на 36% в натуральном и на 39% в денежном выражении, по сравнению с аналогичным показателем 2008 года.
|