На пути к Zero Waste, или ложка дегтя в бочке меда Достижение Zero Waste требует реализации принципа «3R» (Reduce, Reuse, Recycle)2, из которых Recycle, или вторичная переработка, занимает важное, но не первое место. Как видно из рисунка 1, из-за роста объемов образования отходов, несмотря на все усилия по вторичной переработке, доля отходов, требующая захоронения, практически не снижается.
Можно утверждать, что потенциал раздельного сбора и вторичной переработки в Сан-Франциско практически исчерпан: в период с 2004 по 2007 г уровень вторичной переработки вырос лишь на 3% (c 67 до 70%). В настоящее время дальнейшему продвижению Сан-Франциско к заявленной цели препятствуют: • низкие затраты по захоронению отходов, слабо стимулирующие к внедрению альтернатив; • нестабильный рынок продуктов из вторичного сырья, что, в частности, провоцируется миллиардными бюджетными субсидиями в добычу, переработку или закупку первичных природных ресурсов; • сокращение, наоборот, бюджета финансирования программ вторичной переработки, происходящих при часто повторяющихся бюджетных кризисах правительства; • необходимость вовлечения в переработку «проблемных» материалов, таких как пищевые отходы, загрязненные волокна, пластмасса и упаковки, строительные отходы, ковры, автомобильные шины и электроника. В июне 2007 муниципалитетом графства было запрещено использование в предприятиях общественного питания одноразовой посуды из полистирола, и предписано применение только посуды, подверженной биокомпостированию. В декабре того же года – крупным универсамам было запрещено использовать пластиковые пакеты. Некоторое время назад муниципалитетом планировалось выставлять жителям счет на услугу по обращению со всем объемом образующихся отходов (а не только отходов из черного контейнера). Одновременно на отходы из синего и зеленого контейнеров планировалось предоставлять скидку в 93% от величины счета. Введение этой схемы предполагало, прежде всего, с образовательными целями: люди должны понимать, что отходы остаются таковыми даже и при раздельном сборе. Но, по ряду причин, эта схема так и не была реализована. Снижение количества захораниваемых отходов требует вмешательства на всех этапах дизайна, производства и использования товара чтобы, во-первых, продлить их жизненный цикл, а во-вторых – создать продукт, пригодный для повторного использования или вторичной переработки. Этому во многом может способствовать внедрение механизмов ответственности производителей продуктов, с целью переноса на них с муниципальных властей затрат на обращение с изделиями после окончания срока их службы. Муниципалитет Сан-Франциско, и штат Калифорния в целом движутся в направлении внедрения ответственности производителя за жизненный цикл товара, однако до полной реализации этого принципа еще далеко. Штатом Калифорния принят закон, запрещающий захоронение отходов электроники на полигонах, преведший к организации множества программ по сбору и переработке отходов электроники. Закон также вынудил некоторых производителей электроники (таких как Sony и Dell Computers) организовать прием произведенного ими отслужившего оборудования. Расширение таких программ заставит производителей учитывать при проектировании новых товаров требования по их переработке в конце жизненного цикла. В настоящее время дйствует добровольная программа по вторичной переработке ковров. Такие товары, как пестициды, краски и ртутьсодержащие изделия запрещены к захоронению. Операторы по сбору отходов принимают эти отходы для дальнейшей переработки бесплатно - от жителей и за плату — от комерческих структур. Недавно город анонсировал переработку всех видов пластмасс (а не только полиэтилена и полиэтилентерефтаалта, наиболее легко поддающихся переработке). Подсчитано, что сбор и переработка других видов пластмасс обойдется муниципалитету в $1000 за тонну. Предполагается ввести механизм переноса этих затрат на производителей пластмасс (что приведет к уменьшению объема их образования), однако соответствующие стратегии пока не сформулированы. ______________________________ 2 Уменьшение количества образующихся отходов, повторное использование изделий и материалов, вторичная переработка. Алекс Дмитриев – Департамент окружающей среды города и графства Сан-Франциско, Калифорния, США. Игорь Бабанин – Гринпис России, Санкт-Петербург www.newchemistry.ru
|