ПЕРВЫЕ ШАГИ В 1959 году было принято решение вернуть шлаковое дело в руки металлургов. Первым делом, прежде чем браться за решение генеральной задачи - стопроцентная переработка шлаков, нужно было отвернуть огненную реку от Азова. Но куда? Решили - в старые карьерные выработки. Следующая акция "программы-минимум" - увеличить продажу шлаков. Не то чтобы найти новых покупателей. Шлак, который выпускал шлакозаводик при "Азовстали", и так был нарасхват. Как и везде - или почти везде - основным способом переработки была грануляция. А гранулированный шлак прекрасно идет в цементы, кирпич, шлакобетоны. Заковыка была даже не столько в производственных мощностях, сколько в некой убежденности, что обслуживающий "Азовсталь" шлакозавод больше 120 вагонов в сутки отгрузить не в силах. Правда, когда - как говорится, за "счет внутренних резервов" - ускорили слив ковшей, отгрузка выросла до 150 вагонов. Произошло это уже к концу первого месяца работы шлакозавода на правах цеха "Азовстали". В Жданове, кроме того, делали еще шлаковый щебень - 140 тысяч кубометров в год. Его тоже мели под метлу, но мели то, что оставалось на грохоте,- отсев крупнее 30 мм. Просева - то есть все, что мельче 30 мм,- никто не брал. Его накопились горы. Бригадир слесарей К. К. Корсунский пристроил к грохоту еще одно сито - высевать мелкую фракцию щебня и песок. Не стало отбоя от потребителей мелкой щебенки, она пошла в обычные и жароупорные бетоны, в битумные смеси. Выпуск щебня в первый же год вырос почти вдвое, но спрос в несколько раз превышал наши возможности. Нашлись охотники и до залежавшегося просева: угольщики применили его как двойной компонент (щебень и песок) для шахтной крепи. Не бог весть какое открытие, но тем не менее до сих пор это никому в голову не приходило. Старший мастер Ф. А. Альмяшев и механик Г. А. Буров разработали новую несложную технологию производства щебня. Отбирали нераспадающиеся шлаки, сливали их в траншею слоями не тоньше 40 и не толще 100 миллиметров. Когда шлак твердел, его щедро поливали водой, и он растрескивался на куски. И так слой на слой, пока не получали "наполеон" толщиной в 4-5 метров. Шлак грузили экскаватором, исключив дробление и грохочение - прямо в вагоны. Он точно отвечал техническим условиям. Среди дел, не решенных "Союз-шлаком" и доставшихся "Азовстали", была и проблема шлаковой пемзы. Для начала решили подновить заброшенную установку. На ней шлакозавод вкупе с Южным научно-исследовательским институтом промышленного строительства в порядке налаживания опытного производства за пять лет получил несколько сот кубометров пемзы. Призвав на помощь отделы главного механика, главного энергетика и ремонтно-строительный цех, мы ровно через две недели отрапортовали об отправке первых трехсот кубов пемзы. За шесть месяцев до конца года дали 21 тыс. м3 пемзы. Спешно строили еще две установки. На ходу искали наиболее эффективную технологию. Из сотен опытов родился простой, надежный и экономичный брызгально-траншейный способ. Вкратце заключается он в следующем. Шлак через водяную завесу сливают в траншею. Он загустевает, а водяные пары тем временем образуют в нем поры.
|