Дорожное строительство В России крупнейшим сегментом потребления молотого известняка, как уже было сказано ранее, является дорожное строительство. Продукция на основе известняка, необходима при строительстве дорог. Глубокая стабилизация используется в качестве метода усиления фундаментов при постройке автомобильных и железных дорог, для предотвращения осадки грунта и для усиления его несущей способности. Молотый известняк используется в качестве наполнителя при производстве асфальта. При смешивании его с битумом образуется прочный материал для изготовления дорожного покрытия, который способен противостоять атмосферным явлениям. Белое вещество, используемое для нанесения дорожной разметки, содержит известняковую муку.
Компании, работающие на рынке дорожного строительства и земляных работ, являются важными потребителями отсева известнякового щебня. Очищенный песок используется для засыпки отвалов и свалок…
На сегмент дорожного строительства приходится более половины всего выпущенного объема молотого известняка (по итогам 2008 г. было поставлено около 1 300 тыс. т минерального порошка). Потребление здесь имеет сезонный характер, активность приходится на апрель-октябрь. Крупнейшими потребителями молотого известняка являются производители асфальтобетонных смесей, в частности, автодорожные ГУП, асфальтобетонные и асфальтовые заводы, которые есть в каждом регионе. Среди них встречаются и производители высококачественных дорожных покрытий, компании, занимающиеся строительством, ремонтом и реконструкцией федеральных магистралей и аэродромов (в частности, русско-германское предприятие «АВТОБАН») и др.… Надо отметить, что некоторые асфальтовые заводы могут производить молотый известняк на собственных площадках (на базе имеющегося нерудного сырья).
Большая часть (более половины) транспортных перевозок минерального порошка в сегменте дорожного строительства приходится на автотранспорт. Структура потребления молотого известняка (муки известняковой) в 2008 году по сферам представлена ниже на диаграмме.
Мягкая кровля
Около 20% российского объема потребления молотого известняка приходится на рынок кровельных материалов, в частности, мягкую кровлю. Но здесь минеральный порошок сталкивается с конкуренцией со стороны других продуктов-заменителей, поэтому его позиции здесь зависят не только от положения дел в сегменте кровельных материалов, но и от конъюнктурной ситуации относительно каждого заменителя. (Так, по информации отдельных участников рынка, в последнее время производители кровельных материалов больше предпочитают использовать золу.)
Потребление молотого известняка в сегменте кровельных материалов также носит сезонный характер, но относительно того же дорожного строительства «сезон» здесь длиннее (начинается уже в феврале).
Крупнейший поставщик молотого известняка для производства мягкой кровли это опять же «Дробильно-сортировочный завод» (пос. Товарково, Калужская область). Доля его поставок, приходящихся на нужды производителей мягкой кровли, составляет около 30% от общего объема поставок минеральных порошков предприятием. Произведенная в 2008 г. модернизация «открыла» предприятию на данном рынке новые перспективы. Надо отметить, что производителей мягкой кровли устраивает качество далеко не всякого минерального порошка, выпускаемого в России, поэтому на этом рынке работают не все продуценты молотого известняка; в частности, другой крупнейший продуцент минерального порошка – «Песковский комбинат строительных материалов» - свою продукцию для нужд производителей мягкой кровли не поставляет (ранее, в 2008 г., в планах предприятия была соответствующая модернизация, но из-за кризиса ее пришлось отложить).
Строительство: сухие смеси
Молотый известняк мелких фракций является наиболее широко используемым строительным материалом в мире. Ее можно обнаружить в составе кафеля и изразцов светлого цвета, в составе штукатурки, смесей для выравнивания, панелях из волокнистого цемента. Основным компонентом цемента является известняк (доломит используется при производстве минеральной ваты). Самоуплотняющиеся бетонные смеси так же содержат в своем составе известняк. Производство сухих смесей (до 15% рынка молотого известняка) – особый сегмент потребления молотого известняка, так как не имеет жестких сезонных ограничений. Минеральный порошок для этих целей производители ССС покупают круглый год.
Производство комбикормов
На производство комбикормов для животных и птиц приходится более 6% от общего объема поставок молотого известняка. Потребителями здесь являются птицефабрики, комбикормовые заводы, комбинаты зерновых продуктов и др. Сегмент является всесезонным – потребность в комбикормах не уменьшается и в зимний период. Важно заметить, что он, в отличие от строительных сфер, не пострадал от кризиса – закупки минерального порошка для кормовой не сократились, а напротив, наметилась тенденция к росту.
Особенно перспективен здесь сегмент птицеводства – он, являясь всесезонным (потребление мяса птицы не зависит от времени года) может в условиях кризиса выступить маленьким «островком стабильности и роста». В нынешних условиях, когда снизилась покупательская способность населения (с конца 2008 г.), потребление мяса птицы (кур) увеличилось относительно других продуктов животноводства. Имеется четкая тенденция к росту рынка. Птицеводство — наиболее динамичная отрасль АПК. В этой отрасли показатели затрат труда, кормов и других материально-технических ресурсов на производство единицы продукции выгодно отличаются от других отраслей животноводства. Так, затраты кормов и труда здесь ниже в 2-3 раза, чем в скотоводстве и даже в свиноводстве.
Сельское хозяйство (раскисление почв)
На урожай большое влияние оказывает кислотность почвы – большинство культур требуют степени кислотности ближе к нейтральной. Поскольку для многих регионов России характерно наличие кислых почв, традиционно существуют государственные программы по их известкованию, финансируемые из бюджетов (для этого используется известняк, известь, доломитовая мука, мел и др.).
Известняковую муку для известкования почв выпускают все продуценты молотого известняка - этому ГОСТу соответствует практически вся выпускаемая продукция (наименование «минеральный порошок» появилось позднее). Вопрос только в размерах поставок (в общей структуре потребления на данное направление приходится около 1% молотого известняка, 2008 г.).
С анализом российского рынка этиленгликолей Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок молотого известняка в России» .
|