Согласно принятой в России классификации выделяют три сорта топлив – дизельное летнее (на него приходятся подавляющие объемы производства), зимнее – с температурой застывания минус 35˚ C, и минус 45˚, а также арктическое – с температурой застывания не выше минус 55˚ C, предназначенное для условий Крайнего Севера и Арктики (около 1% от совокупного выпуска). Так в таблице ниже представлены характеристики, предъявляемые к указанным видам дизельного топлива. Требования к качеству дизельного топлива (по ГОСТ 305-82) Показатель | Ед. измерения | Марка топлива | летнее | зимнее | арктическое | Цетановое число, не менее | - | 45 | 45 | 45 | Фракционный состав: | | | | | 50% (об.) перегоняется при температуре, не выше | ˚C | 280 | 280 | 255 | 96% (об.) перегоняется при температуре, не выше | ˚C | 360 | 340 | 330 | Температура застывания, не выше | ˚C | -10 | -35/-45 | -55 | Температура помутнения, не выше | ˚C | -5 | -25/-35 | - | Температура вспышки в закрытом тигле: | | | | | для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин, не ниже | ˚C | 62 | 40 | 35 | для дизелей общего назначения, не ниже | ˚C | 40 | 35 | 30 | Вязкость кинематическая при 20˚ C | мм2/с | 3-6 | 1,8-5 | 1,5-4 | Содержание меркаптановой серы, не более | % (мас.) | 0,01 | 0,01 | 0,01 | Содержание общей серы, не более | % (мас.) | 0,2 | 0,2 | 0,2 | Испытание на медно пластине | - | выдерживает | Содержание фактических смол, не более | мг/100см3 | 40 | 30 | 30 | Кислотность, не более | мг KOH/100 см3 | 5 | 5 | 5 | Иодное число, не более | г I2/100 г | 6 | 6 | 6 | Зольность, не более | % (мас.) | 0,01 | 0,01 | 0,01 | Коксуемость 10%-ного остатка, не более | % (мас.) | 0,3 | 0,3 | 0,3 | Плотность при 20˚ C, не менее | кг/м3 | 860 | 840 | 830 | Содержание водорастворимых кислот, щелочей, механических примесей, воды | - | отсутствие |
Числитель – для умеренной климатической зоны, знаменатель – для холодной Сравним представленные в таблице выше требования к российскому топливу со спецификациями, предъявляемыми на Западе. Западные требования отражены в таблице ниже. Основные требования зарубежным спецификаций к дизельному топливу Показатель | Ед. измерения | Страна | США | ЕС | Швеция | Плотность при 15˚ C, не менее | кг/м3 | 830-860 | 820-860 | 800-820 | Фракционный состав: | | | | | температура начала кипения, 95% (об.), не ниже | ˚C | 170 | - | 180 | температура начала кипения, 95% (об.), не выше | ˚C | 320 (90% об.) | 370 | 295 | Цетановое число, не менее | - | 48 | 49 | 51 | Цетановый индекс, не менее | - | 48 | 46 | 47 | Содержание серы, не более | % (мас.) | 0,05 | 0,05 | 0,0005 | Содержание ароматических углеводородов, не более | % (об.) | 10 | - | 5-20 | в т.ч. полициклических | % (об.) | 1,4 | - | 0,1 |
Действуют с 1 января 93 года Действуют с 1 января 96 года Сравнив обе таблицы, несложно найти ряд отличий. Западные требования к дизельному топливу намного жестче тех, что установлены ГОСТом 305-82. Разрешенное содержание серы в США и странах ЕС, как минимум в 4 раза ниже, нежели чем в России, при этом в Швеции (как исключении) – в 400 раз. Кроме того, на Западе регламентируется содержание ароматических углеводородов, а также полициклический – как наиболее токсичных соединений. Минимальное разрешенное цетановое число западного дизельного выше, а плотность – ниже. Помимо всего перечисленного, можно заметить, что российские требования к дизельному топливу не менялись почти четверть века, а на Западе – постоянно обновляются и ужесточаются. По содержанию серы требования этих стран до 1996 года находились в пределах 0,2-0,3% (мас.), с 1996 года – они значительно ужесточились. Осуществляется дальнейшее ужесточение требований – до 0,035 (мас.) в настоящее время и до 0,005% (мас.) – в перспективе. Для получения дизельного топлива с содержанием серы 0,05% (мас.) без нормирования ароматических углеводородов на большинстве действующих установок гидроочистки необходимо наряду с заменой катализатора и увеличения его загрузки в 1,2-1,5 раза обеспечить повышение давления до 5МПа и провести ряд работ по реконструкции и замене оборудования. Для перехода всех НПЗ в России на производство экологически чистого дизельного топлива потребуется сооружение новых мощностей, обеспечивающих не только глубокое обессеривание сырья, но и его деароматизацию. Принципиальным отличием этой технологии от действующей является применение более высокого давления (7-10МПа), что увеличивает капитальные и эксплуатационные затраты, но позволяет осуществить переработку как прямогонных дистиллятов, так и вторичного сырья, объемы которых ежегодно возрастают по мере углубления переработки нефти. В настоящее время для всех дизельных топлив, поставляемых на экспорт введены такие дополнительные обязательные характеристики как коэффициент износа (регулируется путем введения противоизносных присадок), а также предельная температура фильтруемости, которая с трудом поддается регулированию путем введения присадок, но может регулироваться путем смешения различных фракций дизельного топлива. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России». Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru
|