Синергизм комбинированной установки каталитического крекинга (FCC) с предварительной подготовкой сырья. При замене секции подготовки сырья FCC методом гидроочистки на гидрокрекинг с частичной конверсией сырья плотность сырья FCC уменьшается. Таким образом, совместное воздействие более высокого давления и более высокой конверсии при проведении процесса гидрокрекинга с частичной конверсией сырья позволяет получить сырье FCC более высокого качества при практически одинаковом уровне обессеривания сырья, как при процессе традиционной гидроочистки. Синергизм от гидроподготовки сырья каталитического крекинга подтверждается улучшением технико-экономических показателей НПЗ и увеличением выработки высококачественных моторных топлив (табл. 1, 2). Таблица 1 Влияние гидрокрекинга с частичной конверсией на качество сырья каталитического крекинга (FCC) Показатели | Базовый вариант | Гидроподготовка сырья FCC | гидроочистка | частичная конверсия | Подготовка сырья | Без гидроочистки | Снижение серы на 98 % | 40 % в дизельное топливо | 40 % в бензиновую фракцию и дизельное топливо | Оперативное давление, МПа | — | 7,0 | 10,2 | 10,2 | Плотность, кг/м3 | 931 | 905 | 884 | 879 | Содержание серы, масс. % | 2,6 | 0,06 | 0,05 | 0,004 | Содержание азота, млн–1 | 880 | 450 | 440 | 10 | Коксуемость, масс. % | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Содержание металлов (Ni + V), млн–1 | 1 | Менее 1 | Менее 1 | Менее 1 | Добавка в сырье водорода, масс. % | 0 | 0,74 | 1,13 | 1,40 |
Таблица 2 Отдельные показатели комплекса «гидрокрекинг с частичной конверсией сырья—каталитический крекинг» (FCC) Показатели | Базовый вариант | Подготовка сырья FCC | гидроочистка | частичная конверсия | Подготовка сырья | Без гидроочистки | Снижение серы на 98 % | 40 % в дизельное топливо | 40 % в бензиновую фракцию и дизельное топливо | Расход сырья, тыс. т/год: | на комплекс | 1725 | 2015 | 2875 | 2870 | на FCC | 1725 | 1725 | 1725 | 1725 | Выход продуктов, масс. %, на сырье комплекса: | С3–С4 | 16,3 | 15,8 | 12,8 | 13,6 | С5 и выше | 74,0 | 75,5 | 81,2 | 80,6 | бензин и дизельное топливо | 59,3 | 70,7 | 78,6 | 78,3 | котельное топливо | 14,7 | 4,9 | 2,6 | 2,3 | кокс | 5,4 | 3,9 | 2,5 | 2,5 | Расход водорода, масс. %, на сырье комплекса | 0,00 | 0,72 | 1,13 | 1,40 | Цетановый индекс дизельного топлива с комплекса | — | 39 | 45 | 50 | Экономические показатели добавки водорода к сырью FCC: | общая стоимость строительства, млн долл. США | — | 70,3 | 126,4 | 127,4 | прирост прибыли, млн. долл. США | Базовый | 54,6 | 99,8 | 100,9 | прибыль на инвестируемый капитал до вычета налогов, % | Базовая | 50,2 | 41,2 | 41,0 | простая окупаемость, лет | — | 1,29 | 1,27 | 1,26 |
Представленные технологические схемы гидрокрекинга с частичной конверсией сырья позволяют повысить гибкость НПЗ с точки зрения производства высококачественного товарного дизельного топлива из газойлей низкого качества (без использования вариантов схемы гидрокрекинга при высоком давлении с полной конверсией). За счет разделения реакций гидроочистки и гидрокрекинга по разным реакторам эти новые технологические схемы позволяют повысить гибкость процесса, имеющего определенные ограничения при проведении его в режимах мягкого гидрокрекинга и традиционного гидрокрекинга с частичной конверсией сырья. Процесс ХайСАЙКЛ—Юникрекинг (HyCCLE— Unicracking) фирмы «UOP». Процесс ХайСАЙКЛ—Юникрекинг — это шаг вперед в технологии производства максимальных количеств дистиллятов в процессе гидрокрекинга. Процесс представляет собой оптимизированную технологическую схему, предназначенную для получения максимального выхода высококачественного дизельного топлива. В процессе применено сочетание нескольких уникальных технических решений, включая усовершенствованный горячий сепаратор, систему последовательно установленных реакторов с «обратно направленным потоком» и колонну фракционирования новой конструкции с глухой вертикальной разделительной перегородкой. Особенность схемы реакторного блока заключается в том, что рециркулят сначала направляется в зону катализатора гидрокрекинга, а затем в зону катализатора гидроочистки. Преимущества заключаются в том, что более чистое сырье поступает на катализатор крекирования при более высоком парциальном давлении водорода. В конечном результате повышается активность катализатора на единичный объем, и, следовательно, требуется меньше катализатора. Процесс характеризуется пониженным давлением, более высокой объемной скоростью по сравнению с традиционными установками. За счет сведения к минимуму вторичных реакций крекирования расходуется меньше водорода. Еще одно синергическое преимущество может быть реализовано там, где требуется облагораживание вторичных дистиллятов низкого качества. В таком случае, например, легкий каталитический газойль загружается непосредственно в усовершенствованный сепаратор «ХайСАЙКЛ». В результате заводу не потребуется строить отдельную установку для облагораживания легкого газойля каталитического крекинга. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России». www.newchemistry.ru
|