О создании опытно-промышленного производства тонкодисперсной извести по передовой технологии. В последние годы Правительство Российской Федерации стало декларировать, что будущее страны - в переводе экономики на инновационный путь развития. Декларации подкрепляются некоторыми практическими шагами: организована система бюджетного финансирования НИОКР, которая осуществляется при посредничестве Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; средства федерального бюджета направляются в активы Венчурных фондов, которые создаются практически во всех регионах страны. Безусловно, эти – пока еще скромные – государственные шаги, направленные на создание благоприятных условий для коммерциализации инновационных проектов, положительно скажутся на динамике экономического развития страны. Но этих шагов явно не достаточно для достижения декларируемой цели. «Уралхиммаш» совместно с группой уральских ученых выполнил первый этап НИОКР по теме: “Разработка ресурсосберегающей технологии производства тонкодисперсной извести”. Работы велись по программе “СТАРТ 06” в рамках государственного контракта “Лабораторные испытания исходного сырья, математическое моделирование процесса его обжига и создание технического задания на разработку опытно-промышленной установки” № 4566р/6725 от 03 июля 2006 г. По завершению первого этапа НИОКР определены основные требования к опытно-промышленной установке обжига карбонатных дисперсных материалов во взвешенном состоянии в печах циклонного типа и к производству тонкодисперсной извести в целом. В ходе работ было установлено: - на рынках стран СНГ в настоящее время нет предложения высококачественной тонкодисперсной извести, которая отвечала бы требованиям ее использования при производстве сухих строительных смесей и автоклавного ячеистого бетона; - установка обжига тонкодисперсных карбонатных материалов имеет явные технико-экономические преимущества по сравнению с печами с вращающимся барабаном – удельный расход топлива на единицу произведенной продукции в 1,5-1,75 раза ниже, в извести полностью отсутствует так называемый “пережог” и т.д.; - установленная мощность опытно-промышленного производства на базе разрабатываемой установки не может быть меньше 35 000 тонн в год по извести, т.к. в противном случае доходы от продажи извести не будут покрывать операционные затраты; - стоимость создания опытно-промышленного производства установленной мощностью 35 000 тонн в год по извести с “чистого листа” и на условиях “под ключ” оценочно составляет 145-180 миллионов рублей. Программой “СТАРТ 06” на определенных условиях предусматривается безвозмездное финансирование в размере 4,5 миллионов рублей из средств федерального бюджета на цели создания опытно-промышленной или демонстрационной установки. Средства выделяются при условии софинансирования работ каким-либо частным инвестором. Частные же инвесторы не рискуют вкладывать средства в создание опытно-промышленных производств. Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области располагает активами в пределах всего 280 миллионов рублей. Фонд не в состоянии финансировать работы по созданию капиталоемких опытно-промышленных производств. Приходится констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации отрабатываются механизмы государственно-частного партнерства в области коммерциализации “малых” инновационных проектов, не требующих при реализации серьезных материальных затрат. Перевод же экономики России на инновационный путь развития не возможен без реализации в различных отраслях промышленности серьезных капиталоемких проектов. Производственные мощности предприятий, обеспечивающих существование России как мощного экономического образования, не обновлялись на протяжении трех десятилетий. В стране утеряны навыки реализации сложных производственных проектов, в основе которых лежат новейшие научно-технические разработки. И в то же время в России появились капиталы, которые не могут найти себе применение, т.к. инвесторов интересуют в первую очередь проекты без “темных пятен” и готовые к реализации на условиях “под ключ’. Убедить таких инвесторов в том, что инновационный проект полностью готов к коммерческому использованию может только наличие демонстрационного или опытно-промышленного производства. Успех экономического развития таких стран мира, как США, Япония, Китай и других, как раз и состоит в том, что инновационные проекты в этих странах реализуются до завершения строительства демонстрационного производства за счет государственных средств. Частному же бизнесу лишь достаются риски коммерческого использования инновационных технологий. Например, в США практически все НИОКР выполняются за счет бюджетных средств в Национальных лабораториях, лабораториях университетов или в лабораториях частных компаний. В стране существует механизм безвозмездной передачи интеллектуальной собственности, созданной за счет государственных средств, в собственность какой-либо приватной компании, которая опять же за счет бюджетных средств создает демонстрационное или опытно-промышленное производство. Если в результате появляется коммерчески ценный продукт, то, как правило, приватная компания преобразуется в публичную компанию, акции которой свободно продаются и покупаются на фондовых биржах. На этом коммерциализация инновационного проекта завершена. Расходы государства на реализацию инновационных проектов покрываются за счет налогов от успешной эксплуатации частными компаниями вновь созданного инновационного продукта. В реалиях современной России ОАО «Уралхиммаш» может надеяться на создание пионерного опытно-промышленного производства, в основе которого лежит эксплуатация установки обжига дисперсных карбонатных материалов циклонного типа, только за счет стороннего инвестора, который располагает достаточным для реализации проекта рисковым капиталом. Следует отметить, что в таком положении находится не только ОАО «Уралхиммаш», но и множество других коммерческих организаций России. В результате, инжиниринговые компании Западных стран и уже и Китая доминируют в России на рынке предоставления комплексных технологических решений производственных задач. Александр Перескоков, начальник отдела инновационного менеджмента производства металлургического и цементного оборудования По материалам III Конференции «Коммерциализация и трансфер разработок», г. Екатеринбург. Уральская венчурная выставка-ярмарка «ИННОВАЦИИ 2007» и IV-й Евро-Азиатский форум «ИНВЕСТПРОЕКТЭКСПО 2007».
ОАО «Уралхиммаш». Тел.: (343) 310-08-18. E-mail: pereskokov@ekb.ru www.ekb.ru |