На состоявшемся по результатам заседания Правительства брифинге Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко заявил, что на сегодняшний день 70% производимой российским химпромом продукции – это сырье и полуфабрикаты. И только 30% составляют продукция высокого уровня переработки. По словам Главы Минпромэнерго, «зачастую происходит так, что, продавая вырабатываемое в России сырье, мы импортируем товары из этого же сырья и производимые». «Разработанная Стратегия призвана переломить данную тенденцию ровно наоборот. 70% - продукция высокого передела, 30% - полуфабрикаты и сырье», - заявил Виктор Христенко. Министр подчеркнул, что есть серьезные предпосылки для развития отрасли. Бурно развивающиеся отрасли автомобилестроения, авиастроения, металлургии предполагают сильную, развитую химическую промышленность, способную производить высококачественные пластмассы, и полимеры. Виктор Христенко заявил, что основными инструментами реализации Стратегии станет содействие крупнейшим проектам в базовой химии со стороны Инвестиционного фонда. «Режим частно-государственного партнерства будет главным в сопровождении крупнейших инвестиционных проектов для развития химического комплекса», - добавил министр. Несколько таких инвестиционных проектов уже были успешно реализованы. Глава Минпромэнерго также напомнил, что в рамках утвержденной Восточной газовой программы предполагается строительство на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири 4 новых газо-химических комплексов: Красноярского, Якутского, Иркутского и Приморского. Появление этих комплексов позволит использовать добываемый газ не только в качестве экспортируемого сырья, но и для глубокой переработки в газо-химической отрасли. «Сама проблематика стратегии развития химического комплекса будет связана с тем, что глубина переработки имела не только количественное, но и территориальное изменение» - подчеркнул Виктор Христенко. Основные положения Стратегии были одобрены на заседании Правительства. Предполагается, что она будет утверждена в первом квартале следующего года. ТЕЗИСЫ
Основные тезисы доклада Министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко на заседании Правительства по "Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года" (21 ноября 2007) Прежде всего, хочу пояснить, что входит в химический комплекс. Следует отметить, что нефтепереработка в него не входит. Хотя ее значение, как источника сырья для него, конечно, трудно переоценить. Не включена в комплекс и фармацевтическая промышленность – она заслуживает отдельного рассмотрения. Думаю, что никому из здесь присутствующих не нужно рекламировать место и значение химического комплекса в экономике или для населения страны. Скажу лишь, что сложности, с которыми мы столкнулись при разработке Стратегии развития, связаны с тем, что химический комплекс находится в центре двух самых главных проблем нашей экономики: проблемы углубления переработки сырья и проблемы развития высокотехнологичного сектора. Причем, что касается химии, – это во многом проблемы, доставшиеся нам в наследство от СССР. Место химического комплекса России в социалистической системе распределения труда было определено как первичная переработка природных ресурсов. Все высшие переделы даже в рамках Советского Союза были за пределами России. Из основных экономических показателей 2006 года приведу несколько. Доля вклада в ВВП – 1,7%. Сальдированный финансовый результат – 112,7 млрд. рублей. Рентабельность продаж – 14,7%. Экспорт – 13,2 млрд. долларов, импорт – 10,9 млрд. долларов. Инвестиции в основной капитал – 78,6 млрд. рублей. В настоящее время российские предприятия производят чуть более 1 % мирового объема химической продукции; по общему выпуску химической продукции Россия в настоящее время занимает 20-е место в мире и находится на уровне Канады. При этом отрасль практически полностью приватизирована. В ней уже прошли характерные для переходного периода структурные изменения. Сформировались крупные компании – Сибур, Нижнекамскнефтехим, Лукойл-Нефтехим, Еврохим и другие. Без учета корпоративных стратегий этих компаний невозможно планировать какие-либо серьезные изменения на рынке. Именно поэтому первое обсуждение проекта Стратегия развития химического комплекса мы провели совместно с РСПП. Переходя от констатации фактов к анализу ситуации, хочу обратить ваше внимание на структуру производства химического комплекса. При общем объеме в 2006 году более чем в триллион рублей, почти 70% приходится на продукцию низких и средних переделов. Что это значит? Это значит, что в случае увеличения глубины переработки, перевода комплекса на другую технологическую базу, отрасль на тех же сырьевых ресурсах могла бы заработать не триллион рублей, а в 2-3 раза больше. Если посмотреть товарную структуру экспорта, то увидим, по сути, ту же картину: львиная доля – это продукция низкого и среднего передела. Лидирующими позициями экспорта традиционно являются минеральные удобрения и синтетические каучуки. И среди остальной продукции – подавляющую часть составляют, по сути, полуфабрикаты. То есть отрасль теряет здесь возможную прибыль, которую могла бы получить при экспорте продукции конечного потребления. При этом российские предприятия попадают на внешнем рынке под действие многочисленных ограничительных мер. По состоянию на 1 октября 2007 года в отношении наших производителей действуют 33 ограничительные меры в разных странах мира. Самое удивительное, что некоторые страны при проведении расследований до сих пор не признали Россию страной с рыночной экономикой. Следует заметить, за счет экспорта формируется почти половина совокупной выручки предприятий отрасли, причем в отдельных секторах этот показатель превышает 80% (калийные и фосфорные удобрения, капролактам, ксилолы и др.). Структура внутреннего спроса заметно иная, чем в производстве и экспорте. Превалирует спрос на продукцию высокого передела. Динамика потребления химической продукции на российском рынке и прогнозы до 2015 года по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий, показывают более чем благоприятные перспективы роста внутреннего спроса на продукцию химического комплекса со стороны населения, промышленного производства, строительного комплекса, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей–потребителей продукции химического комплекса. Прогнозируется рост емкости внутреннего рынка к 2010 г. до 2,2 трлн. руб. (в ценах соответствующих лет), а в 2015 г. – до 4,7 трлн. руб. (против 980 млрд. руб. в 2006 году). Следует заметить, что устойчивый рост перечисленных отраслей генерирует не только возрастание объема спроса, но и постоянное изменение его качественных характеристик в сторону новой, высокотехнологичной продукции. Не встречая адекватного предложения со стороны отечественного производителя, они вынуждены удовлетворять свой спрос главным образом за счет импорта. В отличие от экспорта номенклатура российского импорта многообразна и традиционно в ней превалируют высокотехнологичные товары: изделия из пластмасс, автомобильные шины, лакокрасочные материалы, химические средства защиты растений, резинотехнические изделия, катализаторы, пластификаторы, то есть товары с высокой добавленной стоимостью. Нередко оказывается, что из страны вывозится продукция сырьевого назначения, которая за рубежом перерабатывается и в качестве товаров с высокой добавленной стоимостью возвращается на российский рынок. Причем, если посмотреть на динамику экспорта и импорта химической продукции, то очевидно, что никаких структурных сдвигов тут не происходит. И естественным образом изменения могут произойти только к худшему: экспорт будет сокращаться, а импорт, наоборот, расти. Действительно, возрастная структура производственных мощностей химического комплекса, а в ряде случаев и достигнутая загрузка, ставит под вопрос его способность адекватно реагировать на существующие тенденции спроса. Более того, при существующей структуре выпуска и уровне качества большинства видов продукции российский химический комплекс в состоянии обеспечивать ценовую конкурентоспособность лишь в краткосрочной перспективе. Обратите внимание на чрезвычайно высокую долю расходов на сырье и энергию в структура затрат. С учетом принятых решений в отношении внутреннего рынка газа и электроэнергии это становится главным источником рисков для химического комплекса. Другим источником рисков при существующей низкой эффективности химического производства, вызванной технологической отсталостью, служит не слишком благоприятная ситуация в отношении источников собственных средств – 3,3% амортизационных отчислений и менее 14% рентабельности. Тем не менее в 2007 году удалось обеспечить существенный рост инвестиций по сравнению с двумя предыдущими годами: почти 120 миллиардов рублей против менее 80. Свою роль в этом сыграла, в том числе, годичная активная дискуссия по проекту предложенной вашему вниманию Стратегии, а также принятые в ходе этого решения. Материалы Стратегии прошли обсуждение в комиссиях и комитетах Совета Федерации и Государственной Думы; на научно-практической конференции, организованной Минпромэнерго России и Российским союзом химиков с участием крупных корпораций; на выездном расширенном заседании Коллегии Минпромэнерго России совместно с РСПП в Республике Татарстан, на совещаниях в г. Туле и в г. Москве. Таким образом, предлагаемые в проекте Стратегия меры уже доказали свою реализуемость и дали импульс развитию отрасли. Итак, резюмируя аналитическую часть, мы определили системную проблему как разрыв между развитием рынка химической продукции и развитием химического комплекса. Соответственно, отсюда вытекает и главная цель Стратегии: развитие конкурентоспособности химического комплекса и обеспечение эффективного соответствия производства, качества и ассортимента химической продукции спросу российского и мирового рынков. Обращаю ваше внимание на то, что речь идет об эффективном соответствии. То есть мы не ставим задачу закрывать собственным производством все существующие товарные позиции – но только те, где это приносит нам максимальную прибыль, или обеспечивает национальную безопасность, или решает другие важные народнохозяйственные задачи. В ходе разработки Стратегии нами были проанализированы два альтернативных сценария: инерционный и инновационный. Инерционный сценарий базируется на показателях первого варианта развития экономики до 2020 г., рассчитанный МЭРТ, инерционной динамике инвестиционного процесса и низкой инновационной активности. Инновационный сценарий ориентирован на второй вариант развития экономики, предполагает рост инвестиций, направленный прежде всего на радикальную модернизацию производства и развитие высоких технологий в химическом комплексе. В том, что касается инноваций, то ставка делается как на использование собственного научно-технического потенциала, так и на сотрудничество с зарубежными компаниями, научными и инжиниринговыми центрами, закупку лицензий. Предполагается также развитие нанохимии. Результаты осуществления обоих сценариев показаны на слайде. Инерционный сценарий, по сути, приводит отрасль к сворачиванию экономической активности. Это означает, что в действительности альтернативы инновационному сценарию нет. Реализация инновационного сценария потребует решения следующих задач: • техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых эффективных и экологически безопасных производств. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции; • организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции; • повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса; • развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса; • развитие транспортно-логистической инфраструктуры; • кадровое обеспечение. Соответственно, для их решения нами разработан План мероприятий. Остановлюсь на основных мерах. Первое. Защита российских производителей от дискриминационных мер. Напомню, что против российской продукции уже сегодня применяются 33 такие меры. Одновременно это означает нашу готовность защищать свой внутренний рынок от некачественной продукции и недобросовестной конкуренции. Второе. Говоря о реализации инвестиционных проектов следует иметь в виду специфику химической отрасли. А именно, решающее значение для реализации Стратегии должно сыграть строительство крупных заводов по производству продуктов так называемой базовой химии. То есть тех, из которых потом делается широкая номенклатура товаров конечного потребления. Для таких проектов характерна высокая капиталоемкость, длительный инвестиционный цикл; низкая рентабельность на входе, высокая – на выходе; - это и есть, собственно, те параметры, под которые планировалось применение такого института развития, как Инвестфонд. Первый проект, который было принято решение финансировать, - это Нижнекамский химический комплекс. Стоимость проекта – 130 млрд. руб., объем средств Инвестфонда - 16,5 млрд. рублей. Другой, поддержанный нами проект, - в Новомосковске, Тульской области. Общая стоимость проекта - 46,4 млрд. руб., его химической части – 4.4 млрд. руб., из Инвестфонда – 9,3 млрд.руб. Третье. Стимулирование внутреннего спроса на химическую продукцию осуществляется мерами по развитию других отраслей. Одним из конкретных примеров влияния государства на увеличение емкости внутреннего рынка продукции химического комплекса является развитие отечественного автопрома в режиме промышленной сборки с использованием требований к локализации. В течение двух лет предусматривается увеличение выпуска автомобилей на один миллион штук с применением самых современных материалов, в том числе изделий из пластмасс, резинотехнических изделий и лакокрасочных материалов. Условия локализации довольно жесткие, их очень трудно удовлетворить не обращаясь к продукция из резины и пластмасс. В среднем, сейчас стоимость пластика и резины в сумме составляют почти 30% стоимости автомобили. Это потребует от химического комплекса выпуска инновационной конкурентоспособной продукции, способной заменить импортные аналоги, используемые в настоящее время. Если говорить о транспортном машиностроении, или о программе гражданской авиации – тут все то же самое. Развитие авиатехники повлечет рост спроса на соответствующую химическую продукцию – композиты, полимеры – в несколько раз. Четвертое. Стимулирование глубины переработки. Смысл в том, что полуфабрикат должно быть вывозить дороже, чем продукцию более высоких переделов. Для примера могу сослаться на нефтепереработку. Сегодня, с использованием акцизов и таможенных пошлин, мы вышли на ситуацию, когда экспорт корзины нефтепродуктов выгоднее, чем сырой нефти. Другой пример. Программа развития газовой отрасли на Дальнем Востоке предусматривает создание четырех центров газохимии. Уже к 2015 году будет произведено 1,2 млн.т. продукции химического передела, а не сырьевого. Программа строительство ВСТО предусматривает строительство в бухте Козьмино нефтехимического завода с итоговой мощностью 20 млн. т. Важным вопросом для химии является сырье, получаемое с нефтеперерабатывающих заводов. Принятие внесенного нами в Правительство технического регламента по топливу будет стимулировать увеличение глубины переработки нефти и, тем самым, расширять сырьевую базу химического комплекса. Наконец, говоря о поддержке НИОКР, мы, в первую очередь, имеем в виду механизм поддержки важнейших инновационных проектов, реализуемых нами на паритетных с бизнесом (50/50) началах. Государство берет на себя финансирование самой рискованной части – НИОКР, а бизнес принимает обязательство по массовому производству и обеспечению соответствующего объема продаж. Т.е. контракт заканчивается не тогда, когда заканчивается бюджетное финансирование, а когда выполнено задание по объемам продаж. Ожидаемый эффект – превышение в 5-8 раз дохода над бюджетными затратами. На эти цели в трехлетнем бюджете Министерства выделены три миллиарда рублей. В итоге этих и других мер, вошедших в План, мы рассчитываем на существенное изменение ситуации в химическом комплексе. Более, чем в три раза изменится объем, станет иной структура производства. Соотношение продукции высоких переделов с низкими и средними станет практически диаметрально противоположной: 70% – высоких, и 30 –остальных. Более сбалансированным станет соотношение структуры производства и структуры внутреннего рынка. Более чем в 2 раза сократится доля импорта. www.minprom.gov.ru, 21-22 ноября 2007 |