Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации, были созданы системы классификации. В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на уровне качества и назначении. Эти ряды и категории созданы по инициативе международных организаций нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей с учетом конструктивных особенностей различных типов двигателей и условий их эксплуатации. Назначение и уровни качества являются основой ассортимента масел. Ввиду некоторого различия в конструкциях и условиях эксплуатации, в настоящее время одновременно существуют несколько систем классификации моторных масел - API / ILSAC, JASO, ACEA и ГОСТ (для стран СНГ). Военное ведомство США и наиболее крупные производители автомобилей выдвигают дополнительные требования к качеству моторных масел. Таким образом, наряду с общепринятыми системами классификаций, существуют и требования (спецификации) производителей автомобилей. Система классификации API API система классификации моторных масел (API Engine Service Classification System) развивалась с 1969 года в результате совместной работы API, ASTM и SAE. Система полностью изложена в стандартах ASTM D 4485 "Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел" (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils) и SAE J183 APR96 "Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)" (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications (Other than "Energy Conserving"). Новый качественный шаг в развитии качества и классификации моторных масел был сделан в 1983-1992 годах, когда под руководством API и участии представителей производителей автомобилей (ААМА), двигателей (ЕМА) и технических союзов (ASTM и SAE) была создана и развита "Система лицензирования и сертификации моторных масле EOLCS" (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication No. 1509). Эта система постоянно совершенствуется. В настоящее время аттестация моторных масел проводится согласно требованиям EOLCS и "Свода правил СМА" (СМА Code of Practice). По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел: API S состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ (категория SI - намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер). Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является "условно действующей" и может использоваться только как дополнительная, например API CG-4/SH; API C состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4 и API CH-4. Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются; API EC - энергосберегающие масла (Energy Conserving). Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях; существующие категории: • API SH/ЕС (устаревшая) - экономия топлива не менее 1,5% по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30, • API SH/ECII (устаревшая) - экономия топлива не менее 2,7% по сравнению с эталонным маслом SAE 20w-30, • API SJ/EC (действующая) - экономия в зависимости от вязкости тестируемого масла. Классификация, качество и маркировка этих масел регламентируются документами: • API выпуск No. 1509 "Система лицензирования и сертификации моторных масел" (API Publication No. 1509 - Engine Oil Licensing and Certification System), • ASTM D-2 предложение Р205 "Классификация энергосберегающих моторных масел" (ASTM D-2 Proposal 205 - Classification for Energy-Conserving Engine Oils), • стандарт "SAE J1423 AUG94 "Классификация энергосберегающих моторных масел для легковых автомобилей и грузовых автомобилей особо малой и малой грузоподъемности" (SAE J1423 AUG94 - Classification of Energy-Conserving Engine Oil for Passenger Cars, Vans and Light-Duty Trucks). Уменьшение вязкости масла может обеспечить экономию топлива в прогретом двигателе 0,6-5,5% (при снижении высокотемпературной вязкости), а в холодном - 1,0-6,5% (при снижении низкотемпературной вязкости). При оптимальной комбинации моторного и трансмиссионного масла можно достичь экономии топлива в размере 2,7-10,9%. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG-4/SH - масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.). Знаки API Масла, соответствующие требованиям действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API - SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) - "API символ обслуживания" (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения (рис. 3). | | а | б |
Рис. 3. API символ обслуживания: а - энергосберегающее масло высокого качества; б - масло высокого качества. Новейшие категории масел сертифицированные API, в случае соответствия требованиям ILSAC, обозначаются "Символом Свидетельства сертификации API" (API Certification Mark), (рис.4), так называемым знаком "Звездного взрыва" ("Starburst"). Этот знак может присваиваться только энергосберегающим, легкотекучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостями SAE 0w-..., 5w-... и 10w-... . Система требований к маслам серии ILSAC GF является составной частью системы API Обеспечения Качества Американских Масел (EOLCS). Рис. 4. API сертификационный знак "Starburst".
Системы API - ILSAC предназначены для удовлетворения требований к маслам, используемым в двигателях американских и японских автомобилей. Требования европейских автопроизводителей несколько отличаются по причине конструктивных особенностей европейских двигателей. Несмотря на это, большинство моторных масел, поступающих на европейский рынок, маркируются знаками соответствия категориям качества API и, в редких случаях, даже "Символом Обслуживания API" (API Service Symbol).
Категории API Определяющими показателями категорий масел являются: • комплекс физико-химических и эксплуатационных показателей качества, регламентируемых стандартом; • тип двигателя; • год выпуска; • назначение масла; • особенности режима работы двигателя и др. Категории масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей Масла категории S (service) предназначены для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. категория API SF: • масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше, питаемых этилированным бензином. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака. • масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях. категория API SG: • лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше, питаемых неэтилированным бензином с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. • масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC. категория API SH (условно действующая): • лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII. категория API SJ (действующая): • категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC. проект категории API SL (на стадии разработки проектное название PS-06): • API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение "SK" как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква "К" будет пропущена для следующей категории "S". • стабильность энергосберегающих свойств; • пониженная летучесть; • удлиненные интервалы замены; • предполагаемое введение в действие - 2-ой квартал 2001-го года. Таблица 2. Сравнение требований к американским категориям моторных масел для бензиновых двигателей. Испытание | SF | SG | SH | SJ | Моторное испытание CRC-L 38. Коррозия подшипников, чистота поршня Последовательность IID | +
+ | +
+ | ++
++ | ++
++ | Коррозия двигателя Последовательность IIIE Высокотемпературное окисление, износ и загущение масла Высокотемпературные отложения TEOST |
+ - |
++ - |
+++ - |
+++ ++ | Последовательность VE Низкотемпературный шлам и износ Прокачиваемость | +
+ | ++
+ | +++
++ | ++++
+++ | Фильтруемость Индекс желатинизации Испаряемость при 371°C Содержание фосфора | - - - - | - - ++ ++ | ++ - ++ ++ | ++ ++ +++ +++ |
| Примечание для уровня требований: - - нет требований; + - низкий; ++ - средний; +++ - повышенный; ++++ - высокий. Моторное масло API SJ по сравнению с API SH испытывается в более жестких условиях. |
Таблица 3. Примерный состав присадок в американских моторных маслах для бензиновых двигателей, в % (масс.)
Присадки | API SC | API SD | API SE | API SF | API SG | API SH | Дисперсант беззольный Сульфонаты металлов Тиофосфонат | 1,8 0,6 1,0 | 4,0 1,0 1,0 | 5,0 1,8 - | 5,0 1,2 - | 5,5 0,8 - | 6,0 1,7 - | Фенат кальция Другие антиоксиданты Антикоррозионные | - - - | - - 0,2 | 1,8 - 0,1 | 1,0 0,2 - | 1,2 0,5 - | 0,5 1,3 - | ZDDP Всего | 0,6 4,0 | 0,8 7,0 | 1,0 9,7 | 1,3 8,7 | 1,3 9,3 | 1,4 10,9 |
Система классификации ILSAC Американская ассоциация производителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производителей автомобилей JAMA совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3. • категория ILSAC GF-1 (устарела), полностью соответствовала требованиям качества категории API SH; вязкости SAE 0w-XX, SAE 5w-XX, SAE 10w-XX; где XX - 30, 40 ,50, 60; • категория ILSAC GF-2 - принята в 1996 году, должна соответствовать требованиям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 - SAE 0w-20, 5w-20; • категория ILSAC GF-3, проект опубликован в августе 1998 года, предполагается ввести в действие в 2001г. и будет соответствовать новой категории API Sl (PS 06). Основные отличия масел категории ILSAC: • низкая вязкость - 2,6-2,9 мПа с при температуре 150°С и скорости сдвига 106 с-1 • малая летучесть (по Нок или ASTM); • хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание "General Motors"); • низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM I-IV); • высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов) (shear stability); • обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA); • малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора). Система классификации JASO JASO DX-1 (проект) - новая спецификация на моторные масла для высоконагруженных дизельных двигателей японских автопроизводителей, включающая процедуры испытаний применяемые в США, Европе и Японии. Долгое время японские OEM"s рекомендовали к применению (за пределами Японии) масла категории API CD. Однако на сегодняшний день ни одна из спецификаций API не учитывает увеличивающиеся требования к качеству моторных масел для японских дизельных двигателей с низким уровнем токсичности отработанных газов. По этой причине сперва была создана дополнительная категория API CD+, а потом - проект новой категории API PC-8, который так и не был осуществлен. Японская организация автомобильных стандартов (JASO) приняла решение о создании собственной спецификации на моторные масла для дизельных двигателей японского производства. Необходимость в отдельной спецификации объясняется несколькими причинами: Первая - это высокая степень износа деталей клапанного механизма, при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах API CG-4). Для измерения защиты от износа, планируется проводить испытания на типичном японском двигателе Mitsubishi 4D34T. Вторая - высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже. Для максимального соответствия реальным температурным условиям, измерения отложений на поршне планируется проводить на двигателе Nissan TD-25. Третьей основной причиной для принятия новой спецификации является все большее распространение японских двигателей с системой повторного сжигания отработанных газов - exhaust gas recirculation (EGR). EGR способствует увеличению количества кислот сгорания, что может значительно усилить коррозионый износ. По этой причине в спецификации JASO DX-1, вероятно, будут включены требования по минимальному значения TBN (не менее 10 по методу ASTM D 4739, что приблизительно равно 11-12 TBN по методу ASTM D 2896). Коммерческое представление JASO DX-1 намечено на апрель 2001 года. Система классификации ССМС Комитет производителей автомобилей Европейского Общего Рынка - ССМС (Commitee of Common Market Automobile Constructiors) был основан в 1972 году. В 1975 году ССМС опубликовал требования к качеству моторных масел применяемых в двигателях европейской сборки. Первые спецификации имели много общего с американскими спецификациями API и MIL. До 1996 года качество европейских моторныз масел регламентировалось спецификацией ССМС - "ССМС ряды европейских масел, применяемых для сервисного обслуживания" (CCMC European Oil Sequences for Service-Fill Oils). Последнее издание этой спецификации появилось в апреле 1991 года под номерами FL/19/91, Fl20/91. В 1991 году спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности, ввиду применения новых составов топлива и ужесточения эксплуатационных условий работы новейших двигателей. Все это привело к введению дополнительных спецификаций: • ССМС G4, CCMC G5; • CCMC D4, CCMC D4; • CCMC PD2. Спецификация ССМС G4: • с 1989 года заместила спецификацию ССМС G2; • масла нормальной вязкости SAE 10w-XX, SAE 15w-XX и SAE 20w-XX; • более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений; • ужесточены требования к противокислительной стабильности, шламообразованию и износу деталей двигателя. Спецификация CCMC G5: • с 1989 года заместила спецификацию CCMC G3; • маловязкие легкотекучие масла SAE 5w-XX и SAE 10w-XX; • более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений; • по сравнению с CCMC G4 ужесточены требования к противоокислительной стабильности, моющим и противоизносным свойствам. Спецификация CCMC PD2: • с 1989 года заместила спецификацию CCMC PD1; • ужесточены требования к залеганию (закоксовыванию) поршневых колец и степени износа коромысел клапанов. Спецификация CCMC D4: • с 1989 года заместила спецификацию CCMC D2; • масла предназначены для мощных двигателей коммерческих автомобилей, работающих в условиях больших нагрузок; • более высокие эксплуатационные требования, чем у CCMC D2, особенно по износу стенок цилиндров и коромысел клапанов; • уменьшенный выброс сажи. Спецификация CCMC D5: • с 1989 года заместила спецификацию CCMC D3; • масла предназначены для мощных высокоскоростных двигателей коммерческих автомобилей магистрального типа, работающих в тяжелых условиях; • продленный интервал замена масел; • более высокие эксплуатационные требования, чем CCMC D3, особенно по полированию стенок цилиндров; • уменьшенный износ коромысел клапанов; • уменьшенный выброс сажи; • соответствует спецификациям на масла SHPD. Прежние спецификации системы CCMC соответствовали следующим американским спецификациям и стандартам: - CCMC G1 - соответствовала API SE; - CCMC G2 - соответствовала API SF; - CCMC G3 - маловязкие всесезонные масла, превышающие требования API SF; - CCMC РD1 - соответствовала API CD/SE; - CCMC D1 - соответствовала спецификации MIL-L-46152 A; - CCMC D2 - соответствовала спецификации MIL-L-2104 C; - CCMC D3 - масла SHPD для европейских мощных и высокоскоростных дизельных двигателей. Система классификации ССМС действовала до конца 1995 года.
Система классификации АСЕА В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles - Association of European Car Makers), которая взяла на себя функции ССМС, прекратившего свою деятельность в 1996 году. АСЕА создала новую систему классификации моторных масел, которая заменила систему ССМС. Оценка качества масел стала производиться, в основном, по европейским методам испытаний, разработанным Европейским координационным советом СЕС. Система АСЕА действует с 1996 года, с момента опубликования документации о требованиях по качеству для европейских масел - "АСЕА ряды европейских масел" (АСЕА European Oil Sequences, FL/52/95). В этом документе указаны обязательные лабораторные и моторные испытания, контрольные показатели качества масел, которые применяются при техническом обслуживании автомобилей. В марте 1998 года было опубликовано новое издание спецификаций, которые вступили в силу с марта 1999 года. С этого времени вновь выпускаемые масла должны маркироваться со ссылкой на новые спецификации 1998 года. В апреле 2000 года планируется запретить ссылку на спецификации 1996 года. Моторные масла разделяются на три класса: А - класс масел для бензиновых двигателей; В - класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty) устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности; Е - класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty). Уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами. Дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, АСЕА Е2-96 или АСЕА Е4-99). Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских. В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских: • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами; • меньшей массой двигателей; • большей удельной мощностью; • большими допустимыми скоростями передвижения; • более тяжелыми городскими режимами. Ввиду этих особенностей, испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API. Европейская система классификации АСЕА предусматривает лабораторные и моторные (стендовые) испытания, при помощи которых проверяются показатели качества для обеспечения гарантированной и непрерывной смазки двигателей при любых эксплуатационных и температурных условиях с учетом особенностей в Европе. Особое внимание уделено моющим свойствам, т.к. считается, что они являются одними из основных, обеспечивающих надежную и бесперебойную работу двигателей. Новые требования 1998-1999 годов предусматривают включение новых испытаний и ужесточение требований по результатам существовавших испытаний. Класс масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей категория АСЕА А1-96: • масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа•с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива; для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами; недопустимо применение масел этой категории для двигателей требующих HTHSRV>3,5 мПа с, • возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля; категория АСЕА А1-98: • по сравнению с А1-96, значительно ужесточены требования к эксплуатационным параметрам; новый уровень эксплуатационных свойств позволяет использовать масла данной категории в двигателях допускающих применение масел с HTHSRV менее 3,5 мПа•с, с удлиненными интервалами замены (например, VW 503.00); в двигателях данных конструкций достигается высокая степень энергосбережения, при высоком уровне защиты от изнашивания; включено обязательное испытание на экономию топлива СЕС L-54-Т-96 (М111); категория АСЕА А2-96: • универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве бензиновых двигателей при нормальных интервалах замены масла; уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей; категория АСЕА А2-96, выпуск 2: • требования к качеству остались без изменений (в сравнении с АСЕА А2-96). категория АСЕА А3-96: • универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свойствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей; при указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации; категория АСЕА А3-98: • в дополнение к А3-96, усложнены условия прохождения высокотемпературных тестов Peugeot TU3 (CEC-L-55-T-95) и GM-Buick (Sequence IIIE). Для всего класса А введено новое испытание на склонность к пенообразованию при 150°С. Класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей категория АСЕА В1-96: • масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа•с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива; для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами; недопустимо применение масел этой категории для двигателей требующих HTHSRV> 3,5 мПа•с; • возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля. категория АСЕА В1-98: • по сравнению с В1-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (СЕС-L-51-Т-95); включено обязательное испытание на экономию топлива М111 (FE) (СЕС-L-54-Т-96); категория АСЕА В2-96: • универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве дизельных двигателей (прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и фургонов, при нормальных интервалах замены масла; уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей; категория АСЕА В2-98: • в дополнение к АСЕА В2-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95); категория АСЕА В3-96: • масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высокопроизводительных дизельных двигателях (прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и легких фургонов; при указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации; категория АСЕА В3-98: • в дополнение к В3-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95). категория АСЕА В4-98: • новая категория, предназначенная для применения в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива легковых автомобилей и фургонов; базовые требования совпадают с требованиями категории В2-98; дополнительно проводится испытание в четырехцилиндровом двигателе VW D1 с непосредственным впрыском топлива (СЕС-L-54-T-96) объемом 1,9 литра. Для всего класса В введено новое испытание на склонность к пенообразованию при 150°С. ласс масел для мощных дизельных двигателей коммерческих автомобилей категория АСЕА Е1-96: • масло, заменяющее ССМС D4, но более высокого качества; • стандартное масло для мощных дизельных двигателей без турбонаддува; • соответствуют требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 227.1; • с сентября 1999 года этот класс исключен из классификации; категория АСЕА Е2-96, выпуск 3: • новый промежуточный уровень качества, превышающий АСЕА Е1-96; • масло категории качества SHPD; • улучшенные противоизносные свойства, уменьшено полирование цилиндров, образование нагара и отложений (по сравнению с АСЕА Е1-96); • соответствует требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.1; • соответствуют требованиям спецификации MAN 271; категория АСЕА Е3-96, выпуск 3: • масло, заменяющее ССМС D5, но более высокого качества; • улучшенные свойства по сравнению с SHPD маслом АСЕА Е2-96; • соответствует требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.3; • соответствуют требованиям спецификации MAN М3275; категория АСЕА Е4-99: • новое, наиболее совершенное масло для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2 и Euro 3; • соответствуют требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.5 и MAN М3277; • масло продленного интервала замены; категория АСЕА Е5-99: • новое, наиболее совершенное масло, не имеющее аналогов по качеству; • для мощных и быстроходных дизелей Euro 1, Euro 2 и Euro 3; • отвечает требованиям не только европейских, но и американских производителей автомобилей; • масло отличается стабильностью свойств и предназначено для продленного интервала замены; • обеспечивает чистоту двигателя и лучше предохраняет детали от износа; • от масла Е4 отличается соответствием новым строгим требованиям, которые предъявляются к новейшим американским дизельным двигателям. Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок масел в России». |