Лейтмотивом нашего интервью с генеральным директором ВСМПО-Ависмы Владиславом Тетюхиным было ожидание «взрыва» мирового рынка титана со стороны Китая: «Там идет взрывное наращивание производства титановой губки. За три года мощности увеличились с 3 — 4 до 30 тыс. тонн. Заводы возникают буквально во дворах, сейчас их уже порядка тридцати. Есть производства, которые делаются по полному технологическому циклу, у них большое будущее». Через две недели взрыв прогремел на самом ВСМПО (Верхняя Салда, Свердловская область). Авария произошла 2 декабря в 23 часа в кузнечно-прессовом цехе: разорвался сосуд низкого давления пресса усилием в 320 атмосфер. В результате пострадало пять человек, в том числе двое погибли. По предварительной версии, причиной ЧП стало нарушение техники безопасности. Идет следствие. Менеджмент подсчитывает ущерб: взрыв частично разрушил оборудование и крышу цеха. Как уверяют в пресс-службе корпорации, «на ход работы предприятия произошедшее не повлияло, все подразделения работают в обычном режиме». Но фондовый рынок уже отреагировал: 3 декабря акции ВСМПО-Ависмы просели на 3,59%. Подобные риски просчитать, разумеется, сложно. Наш разговор с Владиславом Тетюхиным о рисках, просчитывать которые необходимо. Якорь для клиента — Владислав Валентинович, какие перемены происходят на мировом рынке титана?. - Сейчас резко меняется ситуация на рынке и в технике. Начиная с этого уникального и дерзкого самолета Boeing 787, который недавно выкатывали, в конце этого года или в начале следующего пройдет его первый полет. Эта машина сделана на 55% из композиционного материала. В ней 17% титана, алюминий вытесняется из конструкции планера корабля. Это мощный стимул для производителей. Кроме того, сейчас интенсивно развиваются атомные станции, там требуются трубы для теплообменников из титана вместо никелево-медных. Третий стимул — увеличение производства искусственного волокна, где тоже требуется титан. Есть еще медицина. К 2012 году инвестиции в наращивание титанового производства в мировом масштабе составят около 6 — 7 млрд долларов. — Конкуренция усиливается? - Развиваются абсолютно все: традиционные поставщики — американцы и японцы, новый игрок — Китай. Он вкладывает в производство 2 млрд долларов, из них 1,7 миллиарда — только титановой губки. Причем если три года назад он выпускал, допустим, 3 — 4 тыс. тонн губки, а мы — около 30 тысяч, то в 2012 году он будет делать 110 тыс. тонн, а мы — 44 тыс. тонн. Он спутает все карты. Мы видим это на примере магниевой отрасли: китайцам за десять лет удалось закрыть 13 магниевых заводов в мире, причем новых, которым от года до 13 лет. Прекратили работу производители в Канаде, Америке, Европе. Остались два в России. Но монопольное лидерство на мировом рынке за Китаем. Тактика следующая: сначала он всех удушил, доведя стоимость магния с 4 до 1,25 доллара за килограмм, работая почти без прибыли, а потом начал поднимать цены. Сегодня магний продается за те же 3 — 4 доллара, но уже одним Китаем. Это потенциальное ужесточение конкуренции заставляет нас работать в режиме опережения. — Что вы можете противопоставить? - Для начала привяжем наших традиционных заказчиков. Большинство западных концернов стараются делать сегодня только дизайн и сборку самолетов, также оставляют у себя новые цеха, все остальное отдают на аутсорсинг. Сейчас многие фирмы передают большие куски своих заказов не только в виде материалов, но и в виде деталей, сборок. И мы разработали проект «Титановая долина». Он подразумевает создание особой экономической зоны или кластера с хорошей логистикой: вокруг основного производства, выпускающего исходные полуфабрикаты, расположатся предприятия, делающие конечные изделия. Во-первых, здесь остаются все отходы, то есть получается хорошая экономика, а, во-вторых, когда мы начинаем делать готовые изделия, заказчики уже не уходят к конкуренту. Практически «Титановая долина» уже создается: в Верхней Салде построен корпус под совместное предприятие с Boeing. Это первая ласточка. Бесценные мозги — Полагаю, чтобы усилить конкурентные преимущества, вам придется решить ряд проблем. Какие углы наиболее остры?. - Прежде всего инфраструктура и энергодефицит. С обеспечением электроэнергией мы нашли выход: «Ависма», расположенная в Пермской области, в этом году будет подключена к федеральной сети. В себестоимости губки, которая там производится, 30% — затраты на электроэнергию, поэтому мы садимся на федеральное кольцо и ставим мощные подстанции. На предприятиях это делается, наверное, впервые в России. В себестоимости продукта, производимого в Верхней Салде, энергия — примерно 6 — 7%, но мы потребляем много, около 80 МВт. Идею с выходом на федеральную сеть можно повторить и здесь, пока мы об этом думаем. — А на сколько в себестоимости тянет сырье? - 12 — 16%. Проблема здесь в том, что абсолютно все сырье мы покупаем за рубежом. И если в советское время 100% поставляли из Украины, то сейчас только 50%, за остальным приходится ходить далеко — в Индию, Африку. А лигатуры, то есть компонент, содержащий молибден и ванадий, мы получаем просто по указанию потребителей из сертифицированных источников в США, Англии, Германии. Сегодня в России полностью отсутствует сырьевая база для производства титана, молибдена и ванадия. И мы должны эту базу создать. Нужна добыча, разработка и производство лигатур и их компонентов. Это гигантские деньги. Мы, конечно, готовы вкладываться частично, но нам не поднять весь этот массив, это надо делать с помощью государства, которое должно финансировать разработку имеющихся мощных месторождений. —Проблема кадров, ставшая общей для всех промышленников, вас тоже не миновала? - Свои «мозги» мы сохранили. Но трагический «крест» смертности и рождаемости уже нависает над нами. В Верхней Салде дефицит по кадрам в 2008 году будет 1500 человек, и это не предел. Выход из ситуации есть. Первое — нужно увеличить производительность труда. Это самый естественный и правильный путь. Сегодня выработка на человека у нас составляет 75 тыс. долларов в год, а в 2015−м будет 145 тысяч. Второе — необходимо создать действительно нормальную инфраструктуру в малых городах. Америка, например, живет в провинции, потому что там есть все для комфортной жизни. В прошлом году наш взнос в улучшение инфраструктуры города был больше, чем городской бюджет, — свыше 750 млн рублей. Но поскольку у нас идет мощное развитие производства, мы не можем в таком темпе и дальше вкладывать в социалку. Нам предстоит жесточайшая конкуренция за выживание. Здесь требуется помощь федерации в виде создания особой экономической зоны, и помощь области, предоставляющей Салде статус субъекта инвестиционной деятельности. Новый подход к титану —Каковы сегодня позиции России на мировом рынке? - У всех на слуху газ, нефть. Но если посмотреть цифры, то наибольшая доля России в мировой экономике приходится на титан: 75% производимого у нас металла идет на мировой рынок. Причем продукт направляется не на первичные нужды, он связан с наиболее высокотехнологичным и наукоемким производством: космосом, авиацией, атомной энергетикой, флотом, медициной, в частности имплантатами. Таким образом, мы имеем прекрасное производство, которое позволяет, во-первых, хорошо внедряться в мировую экономику, во-вторых, связать тесными узами самые престижные отрасли этой экономики с российской. По-существу, наш титан начал выходить на внешний рынок с 1994 года. Это сделано благодаря тому, что самое большое внимание мы обращали на качество материала, на соответствие и выпускаемую продукцию по мировым образцам. За эти годы получено 300 мировых международных сертификатов качества практически всех компаний мира и субподрядчиков. Одновременно проводилась интенсивная инвестиционная деятельность: с 2000 года на 2007 год в развитие вложено около 450 млн долларов. А в 2007 — 2009 годах инвестиции будут гораздо больше — до миллиарда долларов, что позволит еще лучше адаптировать нашу титановую промышленность к потребностям многочисленных зарубежных заказчиков. — Какие подразделения обновляете? - Модернизация идет принципиальная, направленная на новый продукт, новую номенклатуру, новое качество. Цех выплавки слитков реконструирован полностью: работает по программам в зависимости от сплава, его специфики, композиции. Это современные методы передела слитков. Также мы применяем и абсолютно оригинальный способ прокатки: так называемую пакетную прокатку в кейсах, позволяющую изготовлять высокопрочные листы с микронным размером зерна. То есть практически мы вошли уже в зону нанотехнологий. Из таких листов Boeing производит детали для самолетов. У нас новый подход к производству штамповок. Теперь оно начинается с получения трехмерной математической модели, по ней прорабатывается деталь, далее производится компьютерная имитация всех процессов для исключения перегревов, неоднородности в структуре и свойствах готового изделия. И на основании этого уже проектируются и изготавливаются штамповки с требуемыми параметрами геометрии и механических свойств. С 1995 по 2010 год увеличивается доля наукоемких изделий, и в процентном отношении, и по количеству. Плиты, листы, трубы сварные и несварные, штамповки, обработанные детали будут занимать более 50% в структуре производства. — Планируете наращивать долю рынка? - Конечно, после модернизации производства число зарубежных предприятий-партнеров должно увеличиться. Мы пытаемся вырасти за счет опережения конкурентов до 35% мирового рынка титана к 2012 году, сегодня у нас 27%. Начинали практически с нуля, а сегодня сотрудничаем с 327 компаниями. Также у нас более тысячи заказчиков в России, СНГ. В основном 63 — 65% — авиакосмос. В заказах такого гранда авиации, как Boeing, наша доля составляет 30 — 40%, причем участвуем мы в самых современных проектах. Например, в конструкции того самого Boeing 787 из 17% титана 10% принадлежит России. Впервые Америка позволила поставить уникальный российский сплав на свой самолет. В заказах Airbus наша доля 55 — 60%, в Embraer — 90%, в Goodrich (это крупнейший в мире производитель шасси) — 90%. За эти 12 лет по существу мы уже вросли в мировую экономику, находясь от основных центров потребления за 5 — 12 тыс. км. Каждый год в Верхнюю Салду приезжают по 600 — 700 представителей этих фирм, что еще раз подтверждает: созданные связи достаточно прочны. — Основной рост планируется за счет уже имеющихся клиентов? - Да, стараемся удержать и повысить долю, насколько это допустимо в производстве наших контрагентов. Раньше у авиастроителей считалось, что лучше иметь больше поставщиков: можно сравнивать, сталкивать их между собой, играть на преимуществах. Сейчас солидные производители стараются уменьшить количество: выбирают тех, у кого хорошие перспективы роста, кто демонстрирует надежность в течение определенного времени. Как правило, оставляют двух-трех поставщиков, чтобы повысить управляемость, но оставить условия для конкуренции. А поскольку объемы производства заказчиков постоянно расширяются, то и мы должны расти вместе с ними. - А заказы со стороны российских авиастроителей увеличиваются? - Планируется к 2012 году делать 430 самолетов, ежегодно будут наращивать выпуск на 10 — 15 самолетов. Мы готовы обеспечить российское авиастроение в полном объеме. - Когда корпорация намерена выйти на IPO? - Мы можем провести его с 2009 по 2012 годы. Все наши основные мероприятия по модернизации придутся на 2007 — 2009 годы. Проводить IPO во время такого бурного роста и собственных инвестиций не очень интересно. Надо чтобы компанию оценили как можно выше, а возможным это станет тогда, когда все заработает. Поэтому сейчас нужно создать новые мощности, выйти на новые объемы и новые виды продукции. И чем выше будут показатели у компании, тем более успешно можно провести IPO. www.metalindex.ru, декабрь 2007
|