Приведем несколько оценок складывающейся ситуации в оконном бизнесе.
По мнению генерального директора ЗАО «Новолит» Станислава Барковского, в данный момент борьба идет за все сегменты оконного рынка, так как падение прибыли в прошлом году поставило многие компании на грань разорения. В результате низкой рентабельности бизнеса определенный объем компаний уже «стоит на продаже». По его мнению, до конца этого года 95% фирм с производительностью 3–4 тыс. кв. м в месяц либо закроются, либо войдут в чей-то состав; в 2008 году на рынке выживут компании с производственными возможностями более 7 тыс. кв. м, и в 2010-м на рынке самое маленькое предприятие должно будет иметь возможность производить 12 500 кв. м. Руководитель «БФК» Максим Якубенко полагает, что общая потребность в окнах пвх и темпы роста в сегменте вторичного жилья ежегодно снижаются. Так, если в 2000-2002 годах темпы были 40-70%, в 2003-2006 годах 25-40%, то в 2007 году они составили примерно 15%, и в ближайшие 2-3 года рост не будет превышать 15% в год. Темпы роста в сегменте нового строительства в ближайшие год-два не опустятся ниже 15-20%. По словам генерального директора ООО «Ротокс Фенстер Рус» Сергея Долматова, - основная тенденция ближайшей пятилетки – передел рынка и появление «центров притяжения», которые будут контролировать большинство продаж окон. Несколько крупных игроков поделят между собой до 70% рынка, из-за этого более половины небольших производств будут вынуждены закрыться. Их слабые места – качество выпускаемых конструкций и малая производительность, однако Сергей Долматов уверен, что некоторые из них смогут сохранить бизнес, за счет оригинальных нишевых предложений. Если составить общий прогноз развития рынка пластиковых окон по оценкам лидеров оконного рынка, он будет выглядеть следующим образом: 1. На 2008 год: - рост рынка составит около 15%-20% (темпы роста продаж) - усиление конкуренции среди компаний, специализирующих на продажах - снижение рентабельности средних и малых оконных компаний и, как следствие, их закрытие - появление нескольких крупных влиятельных оконных компаний, которые станут лидерами отрасли 2. Долгосрочные: а) 2-5 лет - изменение тренда - смещение активности в сторону сегмента вновь возводимого жилья и коммерческой недвижимости - рост лидирующих компаний и соответствующая их переориентация с сегмента вторичного жилья на замену старых стеклопакетов на новые б) 5-10 лет - полное насыщение рынка пластиковыми окнами - уход небольших компаний в область продаж и специализированный сервис Большинство участников оконного бизнеса готовятся к стагнации рынка пластиковых окон. Анализируя итоги прошедшего года, можно заключить, что для оконной отрасли прошедший год был не самым успешным, рост оконного рынка составил около 15%. Однако снижение темпов роста не дает достаточных оснований для прогнозирования в 2008 году кризиса отрасли. В качестве аргумента можно привести следующий факт: есть издатели, которые с 1 января 2008 года выпускают новый журнал, тираж которого заявлен в количестве 5000 экземпляров ежемесячно. Сомнительно, чтобы информация о бесперспективной и убыточной отрасли вызывала подобный интерес со стороны В2В издания. Наиболее вероятно то, что оконный бизнес перестанет быть сверхприбыльным и уровень его рентабельности упадет до стабильной величины. Макроэкономические факторы, способные повлиять на развитие оконного рынка в 2008 году: 1.Побудительные факторы а) изменения в сфере производства пластиковых окон Расширение и модернизация большинства российских производств. Как следствие, - увеличение объемов производства и усиление конкуренции в поисках возможных рынков сбыта. Также многие иностранные поставщики комплектующих для производства пластиковых окон открыли в России собственные производства, что позволяет им снижать транспортные и таможенные расходы. Уже открыты заводы по производству профиля,- REHAU, Deceuninck, Veka; открываются заводы, производящего фурнитуру, - Maco, Roto. б) рост инфляция Уже осенью прошлого года произошел резкий скачок цен на продовольствие, по итогам года потребительские цены выросли почти на 12%. В наступившем году, в январе, по предварительной оценке Росстата, цены выросли на 2,3–2,4% — это существенно больше, чем год назад. Дорожают энергоносители. Как следствие повышение производственных расходов. в) снижение покупательской активности В последний год рост инфляции способствовал снижению потребительской активности и росту конкуренции на рынке. С учетом инфляции, высока вероятность снижения спроса на пластиковые окна, уменьшения заказов. 2. Политические факторы а) закон о саморегулируемых организациях В связи с вступлением в силу Федерального Закона «О саморегулируемых организациях», контроль строительной отрасли в 2008 году переходит к некоммерческим объединениям строителей. Нововведение должно радикально изменить работу строительной отрасли. По новому закону саморегулируемая организация (СРО) строителей сама будет разрабатывать и применять стандарты и правила предпринимательской деятельности. В результате изменится бизнес и его отношение к потребителям. Единственное полномочие оставляемое за государством – это ведение реестра саморегулируемых организаций. б) серьезные риски в области политики; ожидание возможной реприватизации.
По материалам www.okna.bz, февраль 2008 |