Ростехнадзор лицензирует деятельность по обращению с отходами в тех случаях, когда указанные материалы являются объектами государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне. Если деятельность соискателя лицензии по обращению с отходами в части сбора, использования, обезвреживания и размещения отходов всех классов опасности, а также транспортирование отходов первого класса опасности для окружающей природной среды осуществляется в двух и более субъектах Федерации, то такая деятельность является объектом экспертизы федерального уровня. Если же деятельность организации вписывается в пределы субъекта федерации, то документы подлежат экспертизе на уровне территориального органа Ростехнадзора. Для проведения лицензирования деятельности в области обращения с опасными отходами необходимо собрать определенный пакет документов. И опыт проведения лицензирования показывает, что при сборе пакета документов у соискателя лицензии наибольшие затруднения вызывает получение документов, которые подтверждают подготовку персонала, допущенного к деятельности по обращению с опасными отходами, то есть это профессиональная подготовка. Обязательное условие лицензирования - наличие у соискателя лицензии персонала, обученного работе с опасными отходами. Необходимо представлять следующие документы, которые подтверждают профессиональную подготовку персонала: - копия свидетельства о профессиональной подготовке на право работы с опасными отходами; - копия программы, по которой осуществлялась профессиональная подготовка, для того чтобы эксперт мог сличить ее с типовой программой, установленной Министерством природных ресурсов; - копия лицензии на осуществление образовательной деятельности организации, которая выдала сертификат о повышении квалификации или о профессиональной подготовке. Таким образом, для получения указанных документов необходимо, чтобы работники прошли обучение соответствующей программе в объеме не менее 112 часов. Причем организация, которая будет обучать, должна иметь лицензию на право профессиональной подготовки. В представляемых материалах на государственную экологическую экспертизу обосновывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий в области обращения с опасными отходами. Одной из наиболее важных и сложных по оформлению частей материалов обоснования является оценка возможного неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления деятельности, связанной с обращением с опасными отходами. У соискателей лицензий очень часто возникают вопросы, чем руководствоваться при подготовке материалов, обосновывающих лицензирование. При оформлении данного раздела следует руководствоваться принципами проведения АВОС, которые изложены в положении об оценке воздействия, намечаемого в хозяйственной или иной деятельности, № 372 от 16 апреля 2000 г. Этот приказ зарегистрирован в Минюсте России. В соответствии с вышеперечисленными требованиями документы представляются на государственную экологическую экспертизу в специально уполномоченный орган. Материалы представляются в двух экземплярах. Экспертиза проводится в порядке, установленном пунктом 2 Регламента проведения государственной экологической экспертизы, который утвержден приказом Госкомэкологии России № 280 и зарегистрирован в Минюсте России. По материалам обоснования деятельности предприятия выдается либо положительное, либо отрицательное заключение. При наличии положительного заключения необходимо приступить ко второму этапу оформления документов, подтверждающих наличие разрешения на осуществление определенной деятельности. Если соискатель получает отрицательное заключение, значит, необходимо доработать материалы. Лицензия выдается на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, и для всех филиалов, обособленных структурных подразделений объектов размещения отходов выдаются дубликаты лицензии. Лицензии оформляются сроком на пять лет, действуют на территории всей РФ, и на основании этой лицензии можно осуществлять свою деятельность по обращению с опасными отходами на территории всей Российской Федерации. Если в составе лицензионной деятельности обозначены транспортировка и обезвреживание отходов, то можно работать на территории всей Российской Федерации, но при условии заявления в соответствующий федеральный орган о намереньях осуществлять определенный вид деятельность, при этом необходимо указать сроки и перечень объектов. Это требование не обязательное, но желательное, потому что некоторые предприятия, имея лицензию, осуществляют деятельность без уведомления территориального органа. Вообще говоря, это непорядок. Неотъемлемой частью лицензии является выписка из реестра лицензий. В самом бланке лицензии прописывается наименование юридического лица и указывается вид деятельности, а вот в выписке из реестра будет конкретно указан состав лицензионной деятельности, о который заявлено в материалах обоснования. То есть если из всего спектра (сбор, использование, транспортировка, обезвреживание и размещение) у предприятия есть лицензия только для сбора и транспортировки своих собственных отходов, то в выписке из реестра лицензии будут указаны только эти два вида деятельности. Соответственно другие виды деятельности, использование, обезвреживание и размещение, на основании этой лицензии осуществлять нельзя. Если после оформления лицензии на конкретные виды деятельности, с определенным перечнем отходов, на предприятии появляются специалисты, оборудование и возможности расширить состав своей лицензионной деятельности, то необходимо в заявительном порядке обращаться в территориальный орган с обоснованием своей новой деятельности. Территориальный орган будет принимать решение: расширить список видов деятельности либо оставить его на прежнем уровне. В выписке из реестра дается перечень всех опасных отходов, с которыми разрешается обращаться. Дополнение в этом перечне также необходимо обосновать в территориальном органе в заявительном порядке. И еще один момент, который заслуживает внимания: статья 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» требует от собственника отходов отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Индивидуальный предприниматель и юридические лица, а также их структурные подразделения, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны иметь два разрешительных документа. Один из них - это лицензия на право обращения с опасными отходами, а второй документ - это проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, который дает право размещать определенные виды отходов установленного объема на конкретном объекте размещения. После выхода подзаконных актов в области лицензирования деятельности по сбору, использованию, размещению и транспортировке опасных отходов лимиты на размещение отходов без наличия лицензии утверждаться не будут. А отсутствие лимита на размещение отходов влечет за собой пятикратное повышение платежей за размещение опасных отходов. Т.В. Воликова, главный специалист отдела нормирования, лицензирования и платежей Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области
|