Впрочем, и зарубежные компании, такие, как «Гудьер», «Данлоп», «Брилжстоун», «Континенталь», также не отвергают эволюционный путь инноваций, но двигаются по этому пути значительно более активно и продуктивно, предлагая на рынок расширенный ассортимент шин с более глубокой специализацией шин по типам транспортных средств и условиям их эксплуатации. Термин «безопасные шины», хотя и является спорным с точки зрения своей смысловой и технической нагрузки в контексте комплексного показателя потребительских свойств шин, все-таки занял свое место в лексиконе участников рынка.
Как объяснили специалисты НТЦ «НИИШП», особое внимание специалисты шинной промышленности уделяют такому параметру как безопасность. Этот показатель шины как технического изделия включает в себя целый комплекс чрезвычайно важных с точки зрения потребителя свойств, в том числе хорошие сцепные свойства на сухой и мокрой дороге управляемость, устойчивость, отсутствие аквапланирования, скоростные характеристики, важна и техническая безопасность, при которой повреждение шины и сброс давления в ней не приводят однозначно к аварийной ситуации на дороге.
В данном случае речь, как правило, идет о том, что обеспечение безопасности скоростных автомобилей требует изменения основных конструктивных параметров шин, в частности, «увеличения пятна контакта шин с дорогой путем уменьшения H/В при сохранении наружного диаметра шины и увеличения ширины профиля». Трудно назвать это прорывом в решении вопроса безопасности шин, так как такого рода разработки ведутся уже около 15 лет, причем весьма успешно. Говоря простыми словами, основная тенденция – в создании низкопрофильных шин. Как говорят специалисты, «профиль ниже – посадочный диаметр больше».
Что касается так называемых нетрадиционного пути, то здесь разнообразие предлагаемых решений гораздо шире. Перспективность разработок с точки зрения этого направления оценивается по тому, насколько долго шина в случае нарушения герметичности может продолжать выполнять свои функции без ущерба для автомобиля и водителя. Сюда можно отнести самонесущие колеса компании «Мишлен» с эластичными спицами Twel. Интересным решением считаются безвоздушные шины Airless, состоящие из наборных эластичных колец, примыкающих друг к другу. Имеются разработки, позволяющие создавать внутри шин слой олигомера, который в случае нарушения сплошности шины, то есть в случае прокола, «затягивает» отверстие, позволяя избежать резкого инцидента на дороге. Компания «Континенталь» весьма активно работает в этом направлении. Специалисты НИИШП также внесли свой вклад в развитие обсуждаемого подхода – речь идет о шинах «каркасной конструкции».
Существует также концепция «активного колеса», основным назначением которого рассматривается сегмент электромобилей. Однако при ближайшем рассмотрении эта концепция все-таки предусматривает использование традиционной шины, а весь секрет состоит в некоем модуле, состоящем, помимо шины, из активной подвески, тормозного диска и других деталей. Строго говоря, вряд ли эту разработку компании «Мишлен» можно отнести к сфере инноваций шинной промышленности.
А вот идея создания «интеллектуальной» шины приобретает все больше приверженцев. Основное конструктивное решение здесь пока заключается в том, что такая «интеллектуальная» шина будет оснащена специальным чипом, который в режиме реального времени контролирует заранее заданные параметры – например, температуру шины, давление, деформацию.