Местные власти по всей стране ведут затяжные бои с ростом цен. Ведут с переменным успехом. Где-то акиматы пытаются оперировать рыночными методами, стимулируя предложение, где-то просто волевым решением отменяют повышение тарифов. Дорожает то, что наиболее болезненно для большинства населения: общественный транспорт и связь, коммунальные услуги и продукты. Какой-либо осмысленной долгосрочной ценовой стратегии в действиях министерств и акиматов не наблюдается. Главное сейчас — дожить до урожая. Власть почему-то надеется, что он позволит сбить цены на продукты. Правительство уже заготовило документ, ограничивающий летний вывоз из страны пшеничной и пшенично-ржаной муки. Если на нем появится подпись Карима Масимова, то до 1 сентября разрешат экспортировать только 187 тысяч тонн муки. Квоты на нее уже распределены между 86 компаниями. Кроме того, государство меняет свою политику в отношении биотоплива. Производство биотоплива планировалось подстегнуть специальным законом. Сейчас его проект уже разработан. Но только теперь он предназначен, напротив, для того, чтобы оградить массовую перегонку сельхозсырья на горючее. Во-первых, без разрешения государства строительство новых заводов по выпуску биоэтанола и биодизеля окажется под запретом. Во-вторых, правительство будет определять мощности этих заводов. В-третьих, оно установит квоты на пищевое сырье, которое можно перерабатывать на биотопливо. Причем эти квоты будут пересматриваться раз в полгода. Так что производство биотоплива в Казахстане станет довольно рискованным бизнесом: в любое время правительство, опасаясь дефицита продовольствия, может просто перекрыть поставки сырья. Однако сама идея превратить Казахстан в биотопливную державу не сворачивается. Сейчас правительство ищет каналы бесперебойных поставок на экспорт. Впрочем, самый щекотливый вопрос — это не экспорт, а использование биотоплива на внутреннем рынке, то бишь в баках наших авто. Конечно, речь идет не о том, чтобы ездить на спирте, как в Бразилии. Для начала биотопливо будут просто добавлять в обычный бензин. По такому пути идут западные страны. Из постсоветских государств в лидеры вышла Украина, где в этом году открыли несколько АЗС, торгующих биодизелем и биобензином. В Казахстане пока перспективы, по оценкам специалистов, не столь радужны. Хоть бензин и дорожает, но биодобавки вряд ли смогут сделать его дешевле. Чтобы они не влетели в копеечку, потребуется предоставить производителям биотоплива значительные льготы, вплоть до субсидий. Плюсом может стать снижение вредных выхлопов. Но для этого недостаточно смешать бензин и биотопливо. Нужно, чтобы эти компоненты отличались высоким качеством. В той же Украине, например, переходят на бензин Евро-5, тогда как мы не можем наладить выпуск по стандартам Евро-3. В законопроекте о биотопливе предусмотрен контроль за его качеством. Но на бензин существуют куда более жесткие требования и это, как известно, его не спасает. А смесь двух «самопальных» ингредиентов станет по-настоящему гремучей. Поэтому правительству нужно уже сейчас задуматься, как не допустить развития нелегального рынка биотоплива. www.newchemistry.ru |