В последний день июня совет директоров компании Amtel-Vredestein (далее — «Амтел») одобрил условия поглощения шинных активов «Сибура». Переговоры о слиянии упомянутых производителей шин (двух из трех крупнейших в России) велись на протяжении нескольких месяцев. Формально сделка оформлена как приобретение «Амтелом» шинных активов «Сибура» в обмен на допэмиссию 159,3 млн собственных акций. К трем нынешним предприятиям «Амтела» добавятся четыре шинных завода «Сибура», плюс доля в СП «Matador-Омскшина», Саранский завод резинотехнических изделий, Волжский завод химволокна и ряд менее значимых активов. Однако в результате сделки доля «Сибура» в акционерном капитале объединенного холдинга составит около 70%, а возглавлять «Амтел» после объединения будет нынешний глава шинного дивизиона «Сибура» Вадим Гуринов. В результате слияния активов появится шинный холдинг с оборотом около 2 млрд долларов. Согласно заявлениям участников сделки, новая компания «будет более прибыльной благодаря сокращению издержек за счет роста производства», «войдет в десятку крупнейших мировых производителей шин» и, «являясь бесспорным лидером в сегменте грузовых и внедорожных шин, займет такую же позицию на рынке легковых шин и шин для легких грузовиков». Попробуем разобраться, насколько действительно светло «светлое будущее» созданного предприятия. Падающая звезда Хотя слияние выглядит как поглощение «Сибуром» «Амтела», российско-голландская компания заинтересована в сделке едва ли не больше самого «Сибура». Финансовое положение «Амтела» без натяжки можно назвать катастрофическим — долг на начало года составлял более 750 млн долларов при выручке в 1 млрд, объемы производства и продаж шинной продукции в натуральном выражении снижаются, компании четвертый год не удается получить прибыль. На начало прошлого года долг превышал EBITDA почти в семь раз, а к началу этого года, по оценочным данным (отчет за 2007 год «Амтел» опубликует только 1 ноября) — более чем в десять. До банкротства оставался один шаг. Холдинг подкосили ошибки в определении финансовых рисков: он привлекал значительные займы для финансирования инвестпрограммы (приобретение Vredestein Banden, шинного ритейла, строительство в Воронеже нового завода), рассчитывая на быстрый эффект от ее реализации. В итоге масштабный выпуск шин под европейским брендом Vredestein в России так и не начался, проект «Воронеж-II» до сих пор не завершен, вложения в шинную розницу себя не оправдали. Вдобавок компания долго не могла определиться с оптимальной производственной структурой. В составе «Амтела» побывало около десятка предприятий, находящихся в разных странах и имеющих разную специализацию. В итоге осталось только три — шинные заводы в Кирове, Воронеже и Энсхеде (Нидерланды). Капитализация компании из-за роста долга к началу 2008 года упала до 210 млн долларов, хотя всего три года назад «Амтел» за голландского производителя шин премиум-класса Vredestein Banden заплатил 250 млн долларов. Не дождавшись синергии голландских технологий и недорогого российского производства и разочаровавшись в перспективах, основатель «Амтела» Судхир Гупта прошлым летом продал большую часть своего пакета. Холдинг оказался под управлением структур «Альфы», не имеющих долгосрочных интересов в шинной промышленности. «Амтел» было начал переговоры с Continental о возможной продаже, но у немецкой компании не возникло желания приобретать убыточный бизнес в России. После этого взоры акционеров и менеджмента «Амтела» обратились в сторону «Сибура», однако в начале этого года руководство нефтехимической компании заявило, что условием сделки является решение «Амтелом» проблем с кредиторами. То ли проблемы решились, то ли «Сибур» понял, что чересчур долгое ожидание может закончиться банкротством контрагента и сделка сорвется, так или иначе слияние состоялось.
|