…Ученье — свет в конце тоннеля… Автомобильная промышленность - одна из самых высокотехнологичных отраслей. Ее наработки могут подтолкнуть развитие всей экономики. Но чтобы двинуть поволжский автопром по российскому технологическому бездорожью, нужен запас знаний. Инновации — обязательный признак современной экономики. Поволжские регионы в последние годы, следуя за федеральным центром и спасая свою промышленность, создали немало программ и проектов по развитию наукоемких отраслей, в том числе автокомпонентного производства. В их реализации им должна была помочь локализация иномарок. Во всяком случае, на это рассчитывали создатели режима промсборки. Насколько эффективным оказался этот инновационный инструмент, мы попытались выяснить в беседе с генеральным директором Поволжского отделения Российской инженерной академии Юрием Михеевым. Пережитки прошлого — По единогласному мнению как российских автопроизводителей, так и их поставщиков, одна из основных проблем отечественной автокомпонентной отрасли – отсутствие необходимой компетенции для выпуска современного продукта. Насколько серьезна проблема? — Низкий инновационный потенциал — главная угроза для отрасли. Именно это порождает еще две не менее опасные проблемы. Первая — фактическое отсутствие интеграторов, способных обеспечить модульную сборку. В результате эту нишу на 95 процентов займут зарубежные глобальные интеграторы. Вторая проблема – качество. Например, недавно Renault с АвтоВАЗом проводили тестирование шестнадцати далеко не самых слабых вазовских поставщиков. Так вот, ни один из них не набрал более 2,5 балла по пятибалльной системе. — Но были же в нашем автопроме научно-технические структуры, кадры, опыт. Не могло же все это бесследно пропасть? Как же так получилось, что автокомпонентная отрасль не способна разрабатывать оригинальный продукт? — Дело в том, что раньше автокомпонентные производства обычно входили в состав автозаводов. Когда же их стали выводить, то касалось это только производственных мощностей, а инженерно-конструкторский потенциал, как правило, оставался у автопроизводителей. В результате мощных инжиниринговых центров в России, таких как вазовский НТЦ, — единицы, да и те сейчас не занимаются автокомпонентами.
|