Но самая большая беда в другом. Если не считать проблем самого аграрного сектора (подробнее об этом см. «Благая весть от агропрома» [1] в «Эксперте» № 23 за 2008 год), внутренний рынок агрохимикатов имеет серьезный изъян, связанный с дистрибуцией. Прежняя советская система агрохимцентров была полностью разрушена, в последние годы производители начали внедрять собственные дистрибуторские сети, однако их центры сосредоточены в регионах с развитым сельским хозяйством: Краснодарском крае, Центрально-Черноземном районе, Татарстане. За пределами этих территорий аграрии получают товар через цепочку из двух и более сомнительных посредников. С учетом их локального монополизма, отсутствия системы складов, накруток на отсрочку платежа испытывающим дефицит оборотных средств аграриям удобрения достаются по ценам заметно выше тех, которые предлагают дистрибуторские центры производителей. В нынешнем году на фоне неожиданно значительного повышения спроса ситуация оказалась особенно острой. Поставленные в известность об этом чиновники даже не пытались всерьез разобраться с проблемой. Оно и понятно: удалить с рынка множество локальных монополистов можно, только создав более качественную альтернативу в форме вышеупомянутых агрохимических центров. |