Рассмотрим вопрос внимательно и подробно, публикаций в прессе по данному вопросу много, да и не только по цементной проблеме. Договоримся в наших рассуждениях об определенных критериях оценки ситуации: - рыночные отношения в стране — не анархия, а строго определенные правила игры, установленные государством и контролируемые им же посредством законов, обязательных для исполнения каждым членом общества без исключения; - монополия и рынок не совместимы принципиально как взаимно исключающие друг друга понятия; - несовершенство законодательства — основа коррупции и власти чиновника. Бетон — материал сегодняшнего и, в обозримой перспективе, будущего строительного времени. Состав бетона, без которого не обходится ни одно современное здание, прост и сложен одновременно. Это композиционный материал из природных минералов, а одна из составляющих бетона — как известно, цемент. Волей судьбы или оборотистости определенных личностей цемент попал в особо дефицитный (даже стратегический) материал — необоснованно стал доминировать на рынке с начала нового века, а с 2005 г. ринулся вперед по цене, которая к сегодняшнему дню выросла уже более чем в три раза. Практически весь рынок сбыта в центре России контролирует монополист-магнат, который и диктует ценовую политику. При этом сегодня цена цемента на европейском рынке в 2,5 раза ниже, чем на нашем, хотя запасы сырья для производства цемента у нас во много раз больше, чем в Западной Европе. Становится понятным, почему так обеспокоило некоторых цементников решение правительства о введении беспошлинного ввоза цемента из других стран. Оказывается, на нашем рынке появились излишки отечественного цемента? Однако странная постановка вопроса: тогда получается, что дефицит был «дутый». А если не так, то куда делись сверхприбыли, которые якобы должны были пойти на модернизацию производства и строительство новых заводов? По заверению специалистов цементной промышленности, срок строительства цемзавода мощностью 2,6–3,2 млн т в год составляет не более 3,5 лет. Государство, в рамках объявленной антикоррупционной программы, должно было бы, по идее, обратить внимание на обозначенный выше процесс. И оно обратило. На 9 месяцев 2008 г. были отменены ввозные пошлины на импорт цемента. При этом напомним, что одним из основных показателей благосостояния страны является производство бетона на душу населения, а не цемента. Замдиректора департамента Минэкономразвития Виталий Гудин считает, что отмена пошлин была продиктована как раз необходимостью снизить цены на внутреннем рынке. «На первом этапе мера сработала прекрасно — цены пошли вниз, но дальше государство должно корректировать состояние экономики. В самый пик спроса мы получили падение объемов выпуска — такого не было с 1998 г.», — жалуется Киселев из «Союзцемента». По данным Росстата, производство цемента в России, по итогам первого полугодия, снизилось на 2,6%, а у лидера отрасли — «Евроцемент групп» — на четверть», — пишет газета «Ведомости». Вывод нам видится простой: если бы цементники не повышали цены, то не было бы стагнации рынка. Далее из того же издания: «Союзцемент» подсчитал, что к концу года профицит цемента в России составит 20 млн т. «Это ставит под сомнение конкурентоспособность российских предприятий, работающих на неэкономичном мокром способе производства, — говорит Киселев. — Инвесторы могут перестать вкладываться в отрасль, при такой политике через пять лет мы останемся у растерзанных мощностей и будем целиком зависеть от импорта». Российские заводы изношены, работают на пределе технических возможностей, подтверждает Келлер». Мнение Союза: мы считаем, что конкуренция всегда была двигателем прогресса, а не его тормозом. В стране огромный профицит «нефтяных» денег, и, на наш взгляд, их надо вкладывать в строительство, создавать стабильно работающие предприятия в стройиндустрии на государственной основе. Ни для кого не секрет, что один строитель обеспечивает 3–4 рабочих места в смежных отраслях Сегодня, хоть и с большим опозданием, государство начинает осознавать ситуацию с промышленностью стройматериалов. В экспертной группе комиссии по развитию рынка доступного жилья при совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при президенте Российской Федерации разработан проект долгосрочной стратегии развития производства строительных материалов изделий и конструкций на период до 2020 г. Союз производителей бетона много раз высказывался в СМИ о системном подходе к решению задач отрасли. Сегодня можно сказать, что нас услышали и наши усилия не пропали даром. Готовится постановление правительства РФ «О неотложных мерах по развитию производства строительных материалов изделий и конструкций в регионах Российской Федерации до 2015 г.». В нем, в частности, говорится о «создании механизмов государственно-частного партнерства при организации новых и модернизации действующих предприятий промышленности стройматериалов, в том числе направленных на государственное соинвестирование социально и экономически значимых для регионов инвестиционных проектов, развитие концессионных принципов партнерства с коммерческими организациями, создание федеральных и региональных программ по государственной поддержке геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, координацию программ развития производства строительных материалов с инвестиционными программами развития мощностей естественных монополий и др.». |