Андрей Петрухин, президент компании «Старатели» (крупнейший производитель сухих строительных смесей и отделочных материалов).
— В какой степени вас затронул текущий финансовый кризис? — Уменьшились объемы продаж, в первую очередь из-за снижения спроса со стороны строительных компаний. Но поскольку сухие строительные смеси применяются не только в новом строительстве, но и при проведении ремонтных работ, то резкого обвала не произошло. Снижение спроса вдвойне неприятно, поскольку совпало с завершением строительного сезона. До конца августа мы ежемесячно росли на 17–18 процентов в натуральном выражении. И это несмотря на проблемы с гипсовым сырьем (сразу у нескольких поставщиков возникли производственные проблемы). Цены на гипс выросли, но снизились цены на цемент, не изменились цены на наполнители — минеральные порошки, пески. Поэтому просто стало экономически выгоднее работать с цементно-песчаными составами. Производители гипса цены снизят, но, скорее всего, с опозданием, спрос к тому времени может сместиться в сторону цементно-песчаных составов. Резкий провал продаж произошел где-то в середине сентября. В октябре есть рост, но небольшой: примерно на 5 процентов к октябрю прошлого года. По пессимистическому сценарию по итогам года мы ожидаем прироста порядка 10 процентов. Если покупательская способность не снизится, то рост составит порядка 15–16 процентов. — Насколько вы зависимы от внешнего финансирования? — От внешнего финансирования мы почти не зависим. Мы частная фирма, владельцы работают в компании, у нас небольшой кредитный портфель, поэтому особых проблем не испытываем. Единственное, что мы наметили инвестиционные программы строительства новых мощностей, рассчитывали приобретать доли в других компаниях. Это была плановая работа, которая велась не один год. Здесь определенные сложности возникли. Банки нас кредитуют, у нас устойчивое положение, мы белая компания, имеем хорошую кредитную историю, ликвидные залоги, оборотные средства большие. Банки на нас лояльно смотрят и готовы финансировать. Но, к сожалению, резко выросли проценты по кредитам. Если раньше в среднем под 14 процентов кредитовали, то сейчас ставки поднялись до 20 процентов. Инвестиционные программы приходится пересчитывать или откладывать. — Каков ваш прогноз развития ситуации в отрасли и в вашей компании на ближайшее время? — Обычно мы в это время формируем планы на следующий год, но пока не можем определиться. Отработаем ли в прежних объемах? Будет ли какой-то рост или падение? Много мнений, но все сходятся на том, что надо подождать еще месяц и посмотреть, как будут развиваться события. Сейчас строить прогнозы — это гадать на кофейной гуще. — Есть ли у вас антикризисный план? Как будет меняться ваш бизнес? — Особой необходимости в антикризисном плане у нас нет. Так совпало: мы и раньше стремились к повышению эффективности труда и повышению отдачи от кадров. Сейчас мы уделим еще больше внимания этому вопросу. Будем плавно сокращать персонал, но рассчитываем при этом увеличивать производительность и объемы отгрузки. Скорее всего, какие-то социальные программы отложим: хотели, например, открыть свою столовую. Этот проект пока придется отложить. Вообще мы ориентированы на долгосрочные планы, рассматриваем перспективы расширения бизнеса. Посмотрим, может быть, кто-то из конкурентов будет продавать бизнес, может быть, поставщики сырья. Может быть, удастся увеличить долю рынка. Кризис 1998 года позволил нам стартовать очень мощно. Мы и до этого развивались динамично, но кризис нам помог. Если покупательская способность не обвалится, значит, и ремонты будут, и индивидуальное строительство останется. Наши технологии и материалы будут востребованы. У нас нет финансовой зависимости, поэтому мы думаем, что акционеры могут поджать свои интересы, отложим какие-то грандиозные проекты. И за счет всего этого сделаем еще один рывок. По материалам «Эксперт» №42 (631)
www.Newchemistry.ru
|