
Коалиционные подходы отдельных государств (США, Бразилия, Индия и др.) Перед процедурой второго чтения послы США, Индии, Бразилии, Японии и Австралии в ЕС подписали заявление, в котором указали, что торговые партнеры согласились с необходимостью внесения изменений в Закон REACH, которые позволят снизить его потенциальное разрушающее воздействие на международную торговлю и улучшат его рабочие качества. Мексика, Сингапур, Южная Африка, Таиланд и Чили, Израиль, Япония, Корея и Малайзия также подписали заявление, в котором они призывали ЕС использовать второе чтение документа в Парламенте для того, чтобы решить проблемные вопросы. Развивающиеся страны выразили обеспокоенность уровнем затрат, которые понесут предприятия (особенно малые и средние предприятия) в процессе выполнения требований Закона REACH. Те группы стран, которые предвидят трудности, с которыми столкнутся их компании, работающие в ЕС, при вступлении Закона REACH в силу, особенно обеспокоены правилами, регулирующими лицензирование химических веществ. Это означает, по их оценкам, что компании будут вынуждены заменить 200 наиболее токсичных веществ безопасными альтернативными химикатами. По мнению этих стран, юридически обязательное замещение токсичных химикатов нанесет ущерб рыночным отношениям. С другой стороны, законодательство REACH неизбежно подтолкнет участников рынка к дальнейшим слияниям и поглощениям. Вполне вероятно, что для выполнения новых условий компаниям придется изменить экономику производства ряда химических продуктов или их продуктовых рядов в части, как периодических, так и постоянных затрат. Некоторые химикаты могут уйти с рынка или уступят место их заменителям, что вызовет переоценку рентабельности и, следовательно, отразится на экономике производства. Закон не содержат каких-либо специальных пунктов, касающихся развивающихся стран, предполагающих, например, техническое содействие или увеличение периода перехода к данным нормативам. Как считают в Комиссии, развивающиеся страны – это в основном импортеры, а не экспортеры химикатов, и выгоды, возникающие в результате проведения новой политики, намного превысят потенциальные расходы, на которые должны пойти химические компании в развивающихся странах. Что касается процедуры получения разрешения на особо опасные вещества, то здесь требования социально-экономической оценки остаются достаточно неопределенными, чтобы проводить анализ на нескольких уровнях (например, международном, национальном, региональном, местном) и учитывать различные последствия (например, социальные, потребительские, промышленные). Среди моментов, которые могут учитываться, – влияние нового законодательства на промышленность стран-импортеров, разовые и текущие расходы (соблюдение норм или меры переходного характера) или общее воздействие на торговлю, конкуренцию и экономическое развитие. Финляндия Опыт компании Ruukki. Компания начала внедрение Закона с регистрации изготавливаемых и импортируемых химических веществ, а также составления инструкции по безопасности их применения на объектах своих клиентов/потребителей. В качестве пользователя таких веществ компания обязана информировать своих поставщиков о том, как применяются их химикаты. Из спектра продукции Ruukki регистрации подлежат все химические вещества, входящие в состав стали и побочные продукты ее производства. Кроме того, Ruukki импортирует в ЕС некоторые сырьевые материалы, которые также необходимо регистрировать. В течение марта-мая 2007 года в компании проведена подготовка к предварительной регистрации и осуществлен сбор информации об изготавливаемых и импортируемых компанией веществах. Предварительная регистрация начнется через год после вступления новой директивы в силу, а непосредственно регистрация – еще по прошествии полугода. В компании проводятся учебные мероприятия с целью углубления знаний специалистов о требованиях Закона REACH. Предполагается также создание внутрикорпоративной сети, задачей которой будет выяснение методов применения веществ клиентами компании и сбор информации о свойствах веществ у поставщиков компании. В целом Финляндия выражает озабоченность в связи с принятием в ЕС новой системы регулирования рынка химических товаров. Промышленные и экономические последствия от внедрения новой системы регулирования рынка химикатов, по оценкам финских экспертов, приведут к возрастанию расходов и издержек, снижению темпов роста ВВП, ухудшению показателей занятости, искажению условий конкуренции внутри ЕС и за его пределами, усложнению импорта химикатов, ухудшению инновационной деятельности. Финляндия, по оценкам, от внедрения системы REACH потеряет 1,3 % ВНП и по 0,4% от объемов своих экспорта и импорта. |