В конце октября 2008 Госпотребстандарт Украины обнародовал результаты массовых проверок качества нефтепродуктов в стране. На 60% заправок были обнаружены нарушения. Каждый третий литр бензина не соответствовал нормам. В России обстановка немногим лучше. Формально с начала следующего года мы должны перейти на новые стандарты качества топлива. На деле же не соблюдаются и старые ГОСТы - 43% заправок России продают некачественный бензин. По результатам недавних проверок, 13% бензина на заправках Калужской области оказалось некачественным. С нескольких АЗС Нижегородской области изъяли около 25 тонн 92-го бензина, не соответствующего экологическим стандартам. Независимо от цены бензина, всегда есть риск заправиться контрафактным топливом и заплатить потом немалую сумму за ремонт автомобиля. «Следите за бензином! - предупреждают друг друга автомобилисты на своих форумах в интернете, - 95-й в принципе на морозе не заводится (бодяжат из 80-го с соляркой - свечи чернеют на раз!). Бывает еще 92-й с какой-то присадкой - изолятор на свече покрывается красным налетом - свечи только выбрасывать». Опасность может ждать на любой заправке, соглашаются другие форумчане: «Если же у тебя приличная современная машина, то накачанный присадками 95-й бензин, сделанный из 92-го, - это проблемы с двигателем, проблемы со свечами и сгоревший катализатор после пяти лет эксплуатации в России». Чаще всего 92-й бензин «превращают» в 95-й при помощи тетраэтилсвинца. Он широко использовался в советские времена как присадка к топливу, повышающая октановое число. Однако тетраэтилсвинец - сильный яд, и в связи с этим от него отказались. Однако повышение октанового числа приносит неплохую прибыль, и подпольные дельцы по-прежнему закупают это вещество. В основном в Узбекистане. Новый бензин по-старому С 27 февраля 2008 качество горючего определяет технический регламент о требованиях к автомобильному бензину. Согласно документу, автомобильный бензин не должен содержать метанола и металлосодержащих присадок, а его октановое число должно быть не менее 95. Однако спустя полгода действие регламента было приостановлено. Отечественная промышленность оказалась не готова так быстро перейти на новые стандарты качества. Поэтому в течение 3 лет помимо «регламентированного» топлива допускается выпуск 80-го и 92-го бензина. «Ни один закон не вводит ничего нового, - считает Александр Данилов, заместитель генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти. - Законодатели лишь адаптируют документацию к существующим реалиям. Весь мир переходит на стандарты Евро-4 и Евро-5, и Россия не должна отставать. Технически регламент, который разрабатывал наш институт, отражает современные потребности общества». Была попытка стимулировать производителя материально. В мае Минфин предложил устанавливать акцизы на бензин в зависимости от его класса - предполагалось, что ставки на 4-й и 5-й классы бензина будут ниже, а на 3-й вырастет. Но изменение акцизов изменило бы поступления в бюджет, а последний сверстан до 2011 года. И идею отложили. Не уверен - не заливай Но стоит ли говорить о новых стандартах, когда и старым, более мягким ГОСТам, соответствует далеко не все топливо страны. За девять месяцев этого года проведено 1170 проверок АЗС по стране, 500 из них выявили нарушения. Октановое число бензина не отличалось от заявленного, не соответствовали нормативам фракционный состав и механические примеси. Более 400 материалов направлено в суды для принятия решений. Наложены штрафы на общую сумму более миллиона рублей. Однако надеяться на то, что эти санкции всерьез изменят положение, не приходится. Плановые проверки можно проводить не чаще, чем раз в два года, а малое предприятие можно проверить не раньше, чем через три года после его образования. «Некачественный бензин всегда был и будет, - считает вице-президент Российского топливного союза Евгений Гаркуша, -просто потому что это выгодно. Меньше всего процент «бодяги» в Москве, там высока конкуренция. А есть регионы, где только некачественный бензин продается, - это регионы, где есть нефтехимические заводы. Распространению контрафакта способствует акцизная политика. Акцизы на бензин велики. Проще взять так называемый технический бензин, перевезти его на нефтебазу и там при помощи присадок превратить в моторное топливо. Главное - продать побыстрее, пока не расслоился. Ни одни штрафы этого не изменят, пока это будет выгодно». Что имеем, не храним Даже качественный бензин могут испортить на самой заправке. «В любом бензине образуется осадок, - говорит Феликс Туровский, старший научный сотрудник НИИ автомобильного транспорта, - с расчетом на это в емкости для бензина рассчитано место для его выпадения. Но если время от времени емкости не чистить, вся взвесь пойдет прямо в шланги». Специалисты рекомендуют спускать отстой не реже одного раза в три месяца, но обязательным такое частое очищение не является. Как рассказал «НГ» Кирилл Вороненко, сотрудник отдела по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», - это очень трудоемкая процедура. «Приходится останавливать работу всего предприятия, спускать весь бензин, потом туда опускают человека, и он собирает там осадок. Немногие готовы на такие трудоемкие операции». Из всех субъектов Федерации всерьез проверкой качества топлива занимается лишь Москва. На соответствие государственным стандартам город проверять бензин не может, а вот на экологичность - вполне. В столице есть свои экологические требования к топливу, более строгие, чем государственные. Департамент природопользования и охраны окружающей среды проводит плановые проверки АЗС, и внеплановые - по жалобам потребителей. Сейчас около 7% проб московского топлива оказываются некачественными. Нарушителей вносят в так называемый черный список АЗС, который доступен всем на сайте департамента. За последний год он увеличился с 15 до 40 позиций. По материалам «Независимая газета» |